1-го августа в Москве, на братском кладбище героев войны почтили память всех, кто погиб на ее фронтах. Роковая бойня, положившая конец «золотому веку» Европы, началась со знаменитой фразы императора Франца-Иосифа: «Я все взвесил, я все обдумал». Она стерла с лица земли четыре империи, открыла дорогу фашизму и впервые показала людям, насколько смертоносным может быть прогресс.
Как эту войну только ни называли. Сначала Второй Отечественной (после Наполеоновской), потом Германской. Большевики окрестили ее Империалистической, и, наконец просто Первой мировой. Всегда с маленькой буквы. Советские историки заклеймили ее как бессмысленную бойню в интересах класса угнетателей и вымарали из памяти общества. Однако, сейчас ясно, что Россия защищала свои интересы в Европе. Планы Берлина выдавить восточного соседа с Балтики и черного моря — не миф. Есть секретная записка, которую за 15 лет до конца войны составил канцлер Фон Бюлов.
«Он тогда писал: необходимо разбомбить побережье России, оттеснить ее от Балтийского моря и понта Эвксинского, чтобы она тридцать лет не могла восстановиться. А внизу, уже дряхлый Бисмарк от руки приписал: столь смелые эскизы не следует оставлять на бумаге», — рассказывает Наталья Нарочницкая, президент Фонда исторической перспективы, руководитель Отделения российского фонда Института демократии и сотрудничества в Париже.
Когда государь подписал манифест о начале войны, страну захлестнула волна патриотизма. Но после первых неудач и похоронок, произошло невиданное. Политически активная часть общества, по сути, объявила войну собственной власти. Левые агитаторы в окопах призывали солдат брататься с немцами. Не отставали и либералы. Петроград сотрясали скандалы. Берлин такое развитие событий всячески поощрял.
«Сейчас известно, что Германское командование проплачивало многие гневные выступления в Государственной Думе. На это просто выделялось финансирование, чтобы говорили о том, что армия не умеет воевать, командовние бездарное и так далее», — говорит Нарочницкая.
Даже в этих условиях русская армия воевала героически. Держа самый тяжелый, восточный фронт она спасла союзников по Антанте от немедленного разгрома. Слишком много сил отняло у Германии и Австро-Венгрии противостояние с Россией.
«Мы воевали на самом деле прекрасно, — уверен директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров. — В 14 году удар двух русских армий спас от захвата Париж. В 1915 мы, пожалуй. проигрывали, но в 1916, по сути, вывели из строя Австро-Венгрию. Только тяжелые усилия Германии спасли ее от полного краха».
Мы недовоевали совсем не много. Позже Уинстон Черчилль написал: уже держа победу в руках, Россия вдруг упала наземь, заживо пожираемая червями. Из-за сепаратного Брест-Литовского мира, который большевики подписали с Германией, Россию не пригласили на Версальскую конференцию, ее войск не было и на параде победы. Но Париж и Лондон пошли еще дальше, просто вычеркнув Россию из списка участников войны, старательно забывая, что именно безоговорочное выполнение союзнических обязательств подорвало силы страны. Отдавая дань погибшим, Англия и Франция не упоминали пять миллионов русских солдат и офицеров, положивших своей жизни во имя общей победы.
«Наши союзники по Антанте воспользовались нашими солдатами как пушечным мясом и даже спасибо не сказали. Меня как историка их эгоизм всегда просто поражал», — говорит Сахаров.
Каков же главный урок Первой мировой войны для России? Как считают многие историки, он заключается в том, что в период тяжелых испытаний общество должно сплачиваться, а споры о том как обустроить страну оставлять на потом. У того, кто не может это сделать, отечество крадут прямо на глазах", — убеждена Наталья Нарочницкая.
России не надо никому ничего доказывать, полагают многие исследователи. Миллионы погибших, пережитая нацией смертельная опасность,трагедия русского мира в изгнании говорят сами за себя. Нам есть чем гордиться и есть что вспомнить в годовщину той далекой войны.
Источник: http://www.vesti.ru/
Комментировать | | Обсудить на форуме |