Культура по четвергам: начинающийся в воскресение широкомасштабный прокат ленты Владимира Хотиненко «Поп» стал хорошим поводом поговорить о благих намерениях.
В конце этой недели, в воскресенье, состоится премьера нового фильма Владимира Хотиненко «Поп», с Сергеем Маковецким в главной роли. Премьера будет громкой: в праздник Пасхи, в главном соборе страны – храме Христа Спасителя.
Это, собственно, неудивительно: никто особо и не скрывает, что фильм этот не простой, а особенный. Достаточно привести цитату из официальной аннотации:
«Картина создана по благословению почившего патриарха Московского Алексия II, под патронажем президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра РФ Владимира Путина, при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, ОАО «Газпром», компании «Ренова-Медиа» и Федерального космического агентства».
«Заказной» характер фильма естественно и стал главной причиной нападок на этот проект. Хотиненко тут же вспомнили столь же высочайше заказанную ленту «1612», заталдычили об очередном промывании мозгов от светско-церковного альянса и т. п. Но давайте попробуем разобраться, насколько обоснованны эти претензии.
Да, перед нами действительно в какой-то степени своеобразная «Малая Земля» от Русской православной церкви
– ну вы помните, как у нас любили потрафить власть имущим. Как при жизни Брежнева Малая Земля стала чуть ли не главным сражением Великой Отечественной; а стоило придти к власти Андропову – буквально через несколько месяцев появились книги о важности боев в Карелии, где соответственно и воевал Юрий Владимирович. Так и здесь. Как известно, отец почившего патриарха Михаил Ридигер во время войны служил в оккупированной Эстонии, сам Алексий II начинал церковную деятельность там же, поэтому всегда хотел добиться реабилитации священников, служивших «под немцами». Он и высказал однажды руководителю масштабного издательско-кинематографического центра «Православная энциклопедия» Сергею Кравцу пожелание о создании фильма про жизнь священника в оккупации. Тот пригласил в проект Владимира Хотиненко, они уже вдвоем встретились с писателем Александром Сегенем, им был написан роман о знаменитой Псковской православной миссии, тут же переработанный в сценарий, – и пошло-поехало.
Отрицать «заказ» бессмысленно, но достаточно ли этого обстоятельства, чтобы сразу же вынести проекту неутешительный вердикт?
Не факт. На мой взгляд, не очень важно, каким был повод для обращения к тем или иным полузабытым страницам истории. Главное – что на деле случилось тогда. То, что полковник Брежнев стал генсеком, ни в коей мере не умаляет подвиг защитников Малой Земли. Да и сам по себе заказ вовсе не означает априори художественную беспомощность фильма: как справедливо любит напоминать в интервью тот же Хотиненко, «Андрей Рублев» Тарковского тоже заказное кино.
Давайте смотреть на результат.
Во-первых, тема. Фильм «Поп» рассказывает об одном из участников Псковской православной миссии, отце Александре Ионине. Миссия эта, как известно, была инспирирована ведомством Розенберга: немецкие власти активно пытались разыгрывать имидж спасителей от безбожной большевистской власти, поэтому и затеяли масштабный проект. На оккупированные немецкими войсками территории северо-западных епархий России – Санкт-Петербургской, Псковской и Новгородской – стараниями митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского) отправлялись прибалтийские священники. На территории, к примеру, Псковской области к 1941 году вообще не осталось ни одного действующего храма – вот они и восстанавливали там церкви, возрождали религиозную жизнь, крестили, отпевали, венчали и всячески окормляли новообретенную паству. Миссия действовала с 1941 по 1944 год, до освобождения этой территории советскими войсками.
Главный герой фильма «Поп» отец Александр Ионов – один из таких священников.
Оказавшись в крайне сложной ситуации, он честно пытается служить Богу и людям и не идти на сделки с собственной совестью. Формально находясь на службе у немцев, он честно несет свой крест: спасает еврейскую девушку, берет к себе в семью множество сирот, изо всех сил старается помочь нашим военнопленным в расположенном неподалеку концентрационном лагере и ненавидит фашистов, всей душой желая победы Красной армии. Иногда даже идет на открытый бунт – отказывается отпевать убитых полицаев, пытается спасти приговоренных к повешению партизан и т. д.
И все это, не требуя себе никакого воздаяния и, конечно же, не получая его.
Сразу скажу, что и снят фильм довольно неплохо, по крайней мере по сравнению с подавляющим большинством снимаемых сегодня у нас фильмов он выглядит едва ли не шедевром. А уж игра Сергея Маковецкого, тащащего весь фильм на себе, так вообще выше всех похвал. Наверняка у ленты будет множество поклонников – собственно, они уже есть.
Но вот у меня присоединиться к ним никак не получается. И вот почему.
История наша, особенно история XX века, – штука на редкость сложная, и полярность оценок той же Псковской миссии это убедительно доказывает. Для одних обращение к этой теме – «ползущая реабилитация власовщины», для других – воздаяние должного святым подвижникам. Ясности не прибавляет и обращение к первоисточникам. Да, священники Псковской миссии действительно, выполняя свой пастырский долг, оказались между молотом и наковальней. Но вот вели они себя при этом очень по-разному. Одни действительно, как герой фильма «Поп», старались сделать все возможное для бьющейся с фашизмом Родины – спасали людей, отказывались молиться о здравии Гитлера, помогали партизанам, призывали паству сопротивляться оккупантам.
Священник церкви села Хохлово Порховского района Федор Пузанов в течение двух лет был связан с партизанами, неоднократно ходил в разведку, собирал средства в фонд обороны, во время эвакуации немцами населения ушел с паствой в леса, был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Протоиерей Михаил Ноздрин категорически отказался служить благодарственный молебен в день годовщины захвата немцами Вырицы и в 1943 году был отстранен от служения. Отец Кирилл Борозденков также держал связь с партизанами, собирал для них продукты и даже зачитывал селянам сводки Совинформбюро. Многие за подобные действия жестоко поплатились. 3 августа 1942 года гатчинский священник отец Александр Петров был по доносу арестован фашистами и через две недели расстрелян в Гатчинском парке. Вскоре после казни о. Александра Петрова был расстрелян настоятель Преображенской церкви с. Орлино Иоанн Суслин, а в 1943 году убиты нацистами священник Владимир Романский и о. Алексий из Сергиевской церкви села Ящер.
Но были и священники, истово служившие немецким властям, и их было немало.
Некоторые напрямую сотрудничали с немецкой разведкой, донося на своих прихожан, связанных с партизанами и подпольем. Так, архимандрит Серафим (в миру Стефан Проценко) доносил в немецкую полицию СД на людей, собиравших одежду и продукты партизанам, изобличал членов ВКП(б), постоянно призывал верующих помогать немцам в войне против СССР, и как минимум трое человек были по его доносам расстреляны. Потом он ушел с немцами, вступил в ряды немецкой армии, получил офицерское звание лейтенанта фашистских войск и вплоть до капитуляции фашистской Германии служил полковым священником отдела пропаганды 18-й немецкой армии.
То же самое и с высшим руководством миссии.
С одной стороны, они рассылали циркуляры вроде этого: «В ночь с 21 на 22 сего месяца исполняется год той освободительной борьбе, которую ведет победоносная великогерманская армия с большевизмом во имя спасения человечества от сатанинской власти поработителей и насильников. В связи с этим предписываю всему духовенству 21 июня после Божественной литургии и произнесения соответствующего слова совершить молебен о даровании Господом сил и крепости германской армии и ее вождю для окончательной победы над большевизмом». С другой, согласно воспоминаниям Павла Судоплатова, митрополит Виленский и всея Прибалтики Сергий с самого начала действовал по плану, разработанному НКВД, а Псковская миссия, формально являясь защитницей оккупационной власти, втайне поддерживала разведывательно-диверсионную работу. Неслучайно же незадолго до ухода немцев машина, в которой ехал митрополит Сергий, была расстреляна подчиненными начальника полиции Остланда обергруппенфюрера СС Эккельна.
Я никому не судья и никаких вердиктов выносить не собираюсь. У многих из этих людей были все основания ненавидеть Советскую власть, и выбор между этой ненавистью и любовью к Родине каждый делал сам. Да и многие сполна поплатились за свое решение – больше половины священников Псковской миссии, не ушедших с немцами, были осуждены на сроки от десяти до двадцати лет лагерей.
Я о другом.
У многих из нас разные убеждения – и так, наверное, и должно быть. Мне сложно согласиться, например, с оценкой фильма, высказанной заведующим кафедрой церковной истории СПбДА протоиереем Георгием Митрофановым, которого коробит, что герой Маковецкого помогает партизанам и обличает полицаев: «Кто такие полицаи? В подавляющем большинстве это местные жители, которые защищают свои деревни от партизан и от бесчинств немцев. Здесь это полууголовные типы, которые относятся к священнику как красноармейцы. Нравственно необъяснимо поведение отца Александра: отказаться отпевать полицаев, набранных из местных жителей, то есть из семей его прихожан, и при этом побежать исповедовать и защищать безбожников-партизан. В одном случае он поступает как недостойный священник, во имя идеологии не исполняющий пастырского долга, в другом – как идеологически ангажированный священник-политрук».
Но люди имеют право на убеждения, пусть даже они полагают их настолько бесспорными, чтобы считать себя вправе указывать жившим в те времена, как им следовало поступать.
Главный редактор издательства Крутицкого подворья священник Илья Соловьев на том же «круглом столе», обсуждавшем фильм, заявил: «Самое страшное упущение в этом фильме в том, что не поставлен вопрос: что такое патриотизм в условиях этой войны? Поддержка тирана Сталина? Советской власти? Страны, в которой происходят такие бесчинства, как и в фашистской Германии, где истреблена интеллигенция, где людей превращают в быдло и хотят загнать в коммунистический рай? Это что, Родина? Берёзка, маленький прудик, возле которого она растёт, – вот Родина, а не этот сатанинский режим. Владимир Хотиненко пытается доказать, что показанная в его фильме позиция главного героя патриотическая, но это не патриотическая позиция. Позиция, которую объективно занимает отец Александр, антироссийская, потому что подспудно он красный партизан».
Но у меня главная претензия к Хотиненко совершенно иная.
Мне не близка идеология романа Александра Сегеня, да и чисто литературных претензий к роману изрядно. Но эта честная книга. Потому что она показывает историю во всей ее сложности и жизнь во всем ее многообразии. Там есть и зверства немцев, и зверства красных комиссаров, есть священники, помогающие партизанам, и священники, партизан выдающие, там есть, наконец, страдания, сомнения и смятение главного героя.
Но почему-то именно эта неоднозначность, вся сложность и неправильность при переносе на экран были аккуратнейшим образом купированы.
Просто какая-то тотальная зачистка произведена. До смешного доходит: одна из лучших сцен в книге, психологический срыв матушки Алевтины, не выдержавшей постоянного нечеловеческого нервного напряжения и наговорившей кучу гадостей воспитаннице-еврейке, обрезан до невинного попрека: «Без году неделя в христианстве, и ты меня, попадью, учить будешь?». И чего, спрашивается, та обиделась?
Все стало просто и понятно: эти хорошие – те плохие. В итоге кастрации всех полутонов фильме остались только два цвета – нестерпимо белый отец Александр с прихожанами, положительный до полного неправдоподобия, да иссиня-черная темнота злых сил вокруг. Что красные, что коричневые – все черные. Искусство выжато – в сухом остатке не лубок даже, а агитка.
Так оно, наверное, и впрямь доходчивее для публики. Вот только уроки той же Советской власти забывать не след. Тогда тоже очень любили проводить идеологическую работу просто и доходчиво, ограждая темный народ от портящих стройную картину нюансов исторической правды.
Доупрощались.
ПАРК КУЛЬТУРЫ
Комментировать | | Обсудить на форуме |