С сегодняшнего дня попить пивка или затянуться сигареткой в скверике закон не велит. Но заставят ли нас его уважать, еще большой вопрос
Вступил в действие обновленный закон об ограничении потребления спиртного и курева. Если раньше граждан привлекали за распитие на людях водочки или винца, то с сегодняшнего дня табу распространяется также на пиво и другую «слабоалкоголку». А продавать «Лонгеры», «Джин-тоники» и прочие радости подростковой жизни несовершеннолетним гражданам вообще строго-настрого запретили (хотя кто эту «бодягу», кроме тинейджеров, и пил-то?). «Газета...» разбиралась, что грозит «алкоголикам и тунеядцам», и реально ли за ними всеми уследить.
– У нас теперь не будет «модных» и безвредных слабоалкогольных напитков: на них распространяются такие же запреты, как на алкогольные, – объяснил «Газете...» инициатор законопроекта вице-спикер Николай Томенко. – А за продажу этих напитков лицам, не достигшим 18 лет – предупреждение, штраф и лишение лицензии.
– Последней радости студента лишить хотят – выпить пивка на парапете под универом, – комментирует парламентские инициативы студент-второкурсник одного из киевских вузов Евгений Латенко. – Но думаю, кому надо выпить и подымить, тому штрафы не помеха – не станут же контролировать каждую лавочку в парке.
В чем-то Евгений прав: закон о потреблении алкоголя и курении в старой редакции действует в стране с 2007 года, но «за каждой лавочкой» действительно патрульные уследить не могли. Инициатор законопроекта считает, что бороться с нарушителями должна не только милиция, но и местные органы власти. Но для начала, по его словам, людей нужно хорошенько проинформировать о нововведениях.
– Процедуру штрафования обеспечивают органы внутренних дел, контроль – местная власть. Но самое главное – это просветительская работа и понимание наших граждан, – объявил Томенко «Газете...». – Если кто-то пьет пиво в маршрутке или метро, замечание ему должны сделать пассажиры, а если не поможет – вмешается милиция. Сначала будет предупреждение, потом – штраф.
В целом закон вышел дотошный и предусматривает как наказание для нарушающего впервые (17–85 грн штрафа), так и для «рецидивиста» (340 грн). А в перечень мест, которые не положено осквернять распитием и курением, помимо школ и больниц, попали лифты, таксофоны (ухитряются же люди!) и транспорт.
Правда, как бы тут не пошел обратный эффект – ведь если кто наивно думал, что лифт – это такой подвижной туалет, то вскоре будет проинформирован, что его еще можно использовать и как мини-бар. Помните, как в анекдоте: «Объявление в бане: шторой не вытираться. Посетитель: о, а это идея!»
К тому же еще неясно, как быть с «национальными» традициями: пить в честь путешествия в поезде, разливать шампанское за здоровье жениха и невесты у «Лыбеди» или в парке Славы. Если это делалось десятилетиями, как людей отучишь? Хуже всего, что у нашей милиции пламенного желания «перевоспитывать» народ нет.
– Милиционерам платят не за порядок в районе, а за «красивую» статистику пресеченных/раскрытых преступлений, – полагает столичный юрист Андрей Кадькаленко.
– Под раскрываемость курильщиков подводить глупо – начальство по голове не гладит за то, что МВДшник не искал «домушников» и наркоманов, а ловил то, что само в руки идет. В списке «за что начальство похвалит и что оценит» борьба с курением и выпивкой находится далеко внизу, потому этим и не занимаются.
По мнению же экспертов, чтобы научить украинцев культуре потребления пива и сигарет, нужны не воспитательные беседы, а наказания «гривней».
– Если бы штрафовали гривен на 500, а с каждого нарушителя лично правоохранителю тоже «капала копейка», общественной безопасности уже давно бы ничего не угрожало, – считает член координационного совета Всеукраинской общественной организации «Трезвая Украина» Артем Ступаков.
Обратите внимание Где нельзя пить и курить?
В больницах, школах, садиках, общественном транспорте, домах культуры, на стадионах и в местах проведения массовых мероприятий, на детских площадках, в лифтах, таксофонах и помещениях органов власти
А как сейчас «Пьяным в метро можем выписать штраф 19 грн»
Андрей М., работник службы охраны метрополитена, «Контрактовая площадь» – Контроль на входе следит, чтоб люди в явно нетрезвом состоянии не попадали на станцию, и не проносили крепкие алкогольные напитки в открытом виде. Если же человек, который явно перебрал находится уже на станции, то с ним работает охрана. Но мы можем лишь вывести его из метрополитена, или если есть два понятых, выписать штраф в 19 грн. А вот какие полномочия у нас будут после введения нового закона, мы еще не знаем.
Мы спросили: «Что вы думаете о введении закона про запрет распития слабоалкогольных напитков в общественных местах?»
«Штрафа испугаюсь, но пиво все равно буду пить»
Александр ДАРЕНКО, 19 лет, студент:
– Я не считаю, что пить пиво в переходе метрополитена с другом, это неприлично. Я же не напиваюсь, и не сорю, не бью окна. Думаю, что если человек умеет контролировать свое состояние, то это не зазорно. А что касается закона, то был он, или нет, меньше или больше пить от этого все равно не будут. Сам я из-за вряд ли поменяю привычки, хотя если меня оштрафуют, я испугаюсь на время.
«Я не верю, что завтра картина на Контрактовой площади поменяется»
Виктория КОРОПОВА, 21 год, студентка:
– Я «за» такие нововведения, хотя со временем научилась не замечать людей распивающих пиво в вагонах метро, маршрутках. Вот только очень часто все наши законы остаются только на бумаге. С трудом верится, что завтра картина на «Контрактовой площади» изменится.
«Люди должны сами помнить, что общественный транспорт не бар, и не столовая»
Виктор СЕМЕНОВ, 56 лет, научный сотрудник:
– Закон хорош, вот только изменит ли он нашу жизнь, покажет время. Конечно, хорошо бы было, чтоб мы вообще не опускались до введения таких законов – это элементарная невоспитанность. Меня возмущает даже не то, что кто-то напротив меня пьет пиво, а вообще, что люди забывают, что транспорт это не бар, и не столовая, а потому некрасиво жевать бутерброд, есть мороженное, пить кефир...
Татьяна НЕГОДА, Анна ЗОЛОТАРЕВА, Наталья МЕЛЕЩУК, «Газета по-киевски»
Комментировать | | Обсудить на форуме |