Вместо предисловия.
Согласно опросу, проведенному Агентством информационного влияния «РосУкрИнформ», более 79% читателей уверены – Евразийский союз нужен Украине. За присоединение к Евросоюзу голосов отдано в пять раз меньше - только 14%.
Совсем скоро жители Евразии и других материков будут отмечать хороший праздник – Новый год. И мало кто из украинцев и россиян, доедая оставшееся с ночи оливье и запивая его выдохшимся шампанским, подумает о том, что Украина в очередной раз упускает шанс стать лучше для своего народа.
Складывается порой такое ощущение, что наши политики обладают какой-то особой формой слепоты к народным чаяниям – видят редко, а если видят, то в искажённом свете. Сразу же после четырех лет независимости украинцы стали голосовать за того, кто хочет быть поближе от этой самой хваленой независимости: за 4 года украинцы соскучились по России, поняли, что порознь тянуть каждому свой хозяйственный воз тяжелее. И на первых, и на вторых, и на четвертых президентских выборах Кравчук победил Чорновила, Кучма – Кравчука, а Янукович – Тимошенко, голосами тех на Украине, кто хотел единства с Россией. Кучма, в частности, победил и потому, что Кравчук не оправдал этих надежд.
Ситуация показательна: и сейчас, после 20 лет промывания украинских и российских мозгов по типу «разделяй и властвуй», согласно результатам социологического опроса, проведенного Аналитическим Центром Юрия Левады большинство россиян хорошо относятся в настоящий момент к Украине. 7% – очень хорошо, 62% – преимущественно хорошо. 20% относятся к Украине преимущественно плохо», 3% – очень плохо. При этом 60% опрошенных россиян не считают Украину заграницей. Опрос украинской стороны показал, что практически у каждого второго украинца в России есть родственники, а у каждого третьего – друзья или хорошие знакомые.
И вот первого января, когда бокалы будут звенеть сначала в России, а потом – через два часа – и в Украине, рождается новое формирование, которое могло бы стать отчим домом не только для украинцев. 1 января 2012 года объявлено датой старта важнейшего интеграционного проекта – Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.
Этот проект – историческая веха, своеобразный Рубикон в отношениях государств бывшего СССР на постсоветском пространстве. Фактически, речь идёт о «собирании земель» для выживания в обстоятельствах глобального экономического кризиса и политического давления с запада.
Как известно из учебников экономики, главным условием экономического подъема является развитие внутреннего рынка. А эффективно развиваться этот рынок может только при наличии «критической массы» потребителей – от 200 миллионов человек и выше. Только в этом случае у страны или объединения стран есть шанс войти в число сильнейших экономик мира. Таковы рынки США (население 350 миллионов), Евросоюза (500 миллионов), Китая, Индии, где население превышает миллиард человек.
Сейчас суммарный взаимный оборот внутри СНГ превышает 134 миллиарда долларов. Только за 2011 год он вырос почти на 50 процентов. Когда с созданием евроазиатского союза зона свободной торговли (ЗСТ) заработает в полную силу, эти показатели возрастут многократно. Вместе с тем, Европейский союз, куда так упорно тянет Украину правящая элита, нужна Евросоюзу только как рынок сбыта своих товаров и как источник дешевой рабочей силы.
Россия рассчитала, что будет с Украиной, если мы не отважимся даже на малый шаг зоны свободной торговли: «В случае неучастия Украины в ТС и формировании зоны свободной торговли с ЕС произойдет неизбежное ухудшение условий торгово-экономического сотрудничества с РФ и другими странами союза»,— говорится в аналитических записках, подготовленных российскими учеными-экономистами по заказу ТС. Авторы убеждены, что, если Киев откажется от членства в ТС, произойдет снижение конкурентоспособности украинской обрабатывающей промышленности, в особенности машиностроения.
«В случае ожидаемого дальнейшего повышения цен на газ, энергоемкие металлургический, химико-металлургический комплексы Украины, генерирующие максимальную прибыль и являющиеся локомотивами экономического роста, останутся за зоной рентабельности и будут вынуждены свернуть значительную часть экспортного производства. Это ухудшит положение украинской экономики по сравнению с первичным отрицательным эффектом. Произойдет ухудшение торгового и платежного балансов, уменьшение покупательной способности и падение уровня жизни украинцев»,— говорится в расчетах российской стороны.
Российским экспертам вторят и украинцы. Бывший министр экономики Украины Владимир Лановой считает - промышленность Украины выиграет от любого сближения с ТС. Особенно это касается тяжмаша – машиностроения, горно-металлургического комплекса, а также пищевой и легкой промышленности.
В широком масштабе всей украинской экономики вступление в любой из предлагаемых Украине союзов с Россией даёт развитие производства, приток инвестиций, создание новых рабочих мест, повышение благосостояния народа. По многим группам товаров будут отменены все экспортные и импортные пошлины, страны Содружества начнут расширять свои рынки - товары и услуги будут реализовываться у партнеров по более низким ценам, начнется восстановление утраченных кооперационных связей. Кроме того, российские природные ресурсы, которых нет у Украины и Белоруси, в долгосрочном плане будут сильнейшим стратегическим преимуществом триединого союза.
Это только экономические выгоды – выгоды холодного расчета. За левым плечом экономики стоит политика, глобальные интересы, за невиданным упрямством Киева, который подобно классическому самодуру вопреки всякой логике смотрит только на запад, видны истинные причины: на кону не просто украинские активы, а, по сути, внешнеполитическая и внешнеэкономическая ориентация Киева – президент Виктор Янукович рассчитывает уже в этом году договориться о создании зоны свободной торговли с ЕС. Правда, вряд ли успеет.
Презентовав в газете «Известия» от 3 октября свою статью о Евразийском союзе, лично премьер России Путин убеждает Украину идти пусть не такой, по мнению Украины, красивой, но верной дорогой: «Еще в 2003 году Россия и ЕС договорились о формировании общего экономического пространства, координации правил экономической деятельности без создания наднациональных структур. В развитие этой идеи мы предложили европейцам вместе подумать о создании гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока, о зоне свободной торговли и даже более продвинутых формах интеграции. О формировании согласованной политики в сфере промышленности, технологий, энергетики, образования и науки. И, наконец, о снятии визовых барьеров. Эти предложения не повисли в воздухе — они детально обсуждаются европейскими коллегами. Теперь участником диалога с ЕС станет Таможенный, а в дальнейшем и Евразийский союз. Таким образом, вхождение в Евразийский союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу».
Вместе с тем, Киев пытается действовать по своим прежним схемам, как мантру повторяя термин «многовекторность». Но, скажем жёстко и прямо, экономическая выгода и политические интересы в одном флаконе – это не то теля, которое, согласно поговорке, сосёт сразу двух маток. Скорее, Украина сейчас напоминает буриданова осла. Медлить нельзя - больше не будет возможности обменивать риторику и лояльность на хозяйственные бонусы в виде невысоких цен на газ, особенно тогда, когда заслонка на первой трубе «Северного потока» поднята.
Все то, что сказано выше, и что так плохо доходит до высших лиц страны, очень хорошо понимают простые украинцы и россияне: согласно опросу Агентства «РосУкрИнформ», более 79% читателей уверенны – Евразийский союз нужен Украине. За присоединение к Евросоюзу голосов отдано в пять раз меньше - только 14%.
Украинцы не слепы, они видят, что последние события в Европе очень хорошо показывают - единство Евросоюза держится на ниточке, будущее этого объединения печально, а красивая карета объединенной Европы, набирая скорость, катится под откос истории. И Украине стоит спрыгнуть с запяток. Народ высказал своё мнение. Дело за теми, кого этот народ выбрал.
РосУкрИнформ
Комментировать | | Обсудить на форуме |