Леся Жашкова Оказалось, на «мировую» могут пойти не только конфликтующие супруги, сослуживцы и просто рассорившиеся «друзья-товарищи». Найти общий язык, забыть старые обиды и великодушно простить друг друга могут даже люди, принадлежащие к олигархическому сословию. Пример для подражания в этом отношении задали отечественные олигархи с «междоусобным» конфликтом длиной в целых девять лет. Речь идет о Константине Григоришине, Игоре Коломойском и Григории Суркисе, уладивших, в конце концов, свою затяжную «войну» за гегемонию в ряде украинских облэнерго.
Пережив долгие годы «холодной войны» и изрядно подустав от перипетий конфликта Григоришин, Коломойский и Суркис неожиданно для всех «по-братски» поделили спорные активы в нескольких энергораспределяющих компаниях. Если быть более точными, стороны обменялись долями в тех облэнерго, которые их обоюдно интересовали, и за которые многие годы им приходилось друг другу портить нервы. Так, выступающие в энергетике как партнеры Коломойский и Григоришин, отдали господину Суркису свои пакеты акций в «Львовоблэнерго» и «Прикарпатьеоблэнерго». В свою очередь, Григорий Михайлович пожаловал бывшим оппонентам свои пакеты акций в «Черниговоблэнерго», «Полтаваоблэнерго» и «Сумыоблэнерго». В итоге энергетический тандем Григоришин-Коломойский получил контроль над 96% «Черниговоблэнерго», 72% «Полтаваоблэнерго» и 72% «Сумыоблэнерго», а Суркис стал счастливым обладателем 94% «Львовоблэнерго» и 70% «Прикарпатьеоблэнерго».
История энергетической войны между одними из самых видных и авторитетных личностей в деловом мире Украины берет свое начало с 2001 года. В начале нового тысячелетия между Константином Григоришином и братьями Суркисами, которые были партнерами энергетическому бизнесу, пробежала черная кошка. Константин Иванович решил разорвать деловые отношения с компаньонами из СДПУ(о) (среди которых, кстати, был и Виктор Медведчук) на том основании, что былое партнерство якобы оказалось неравноправным. По словам самого Григоришина, в рамках партнерства с Суркисами-Медведчуком от него требовалось вкладывать гораздо больше, чем он получал. Более того, бизнесмен заговорил о том, что поддерживать деловые отношения с компаньонами ему приходилось едва ли не в принудительном порядке – в результате угроз, поступавших от братьев Суркисов, имевших во времена президентства Леонида Кучмы большое политическое влияние.
При этом в лагере Григория Суркиса на подобные выпады со стороны Константина Ивановича отвечали далеко не пропорционально обвинительными речами. Суркис говорил о том, что бизнес изначально велся на паритетных условиях. Проблема, якобы, таилась в том, что получивший при поддержке Суркиса-Медведчука помощь в реанимации своего, пребывавшего в упадке до 2001 года бизнеса, Григоришин просто решил, что группа «эсдэков» ослабла, и решил искать более перспективных партнеров. Следует заметить, насколько бы ни была правдоподобна каждая из версий «развода» между Суркисами и Григоришиным, в любом случае «отколовшийся» бизнесмен рисковал навлечь на себя большие неприятности. А потому логично, что впоследствии «игра с огнем» Григоришина предопределила стремительное развитие конфликта между ним и «эсдэками». Причем, не в пользу Константина Ивановича.
Решившего податься на «вольные» хлеба Григоришина братья Суркисы в прямом смысле слова сделали «мальчиком для битья», и устроили ему по-настоящему «веселую жизнь». Для начала, в 2002 году «эсдеки» сделали так, что Григоришин потерял контроль над облэнерго, активами которых он владел на пару с Григорием Суркисом. С тех пор по факту Константин Иванович продолжал владеть примерно 34-40% акций, но никакого отношения к оперативному управлению компаниями уже не имел, поскольку его взяли в свои руки люди Суркиса. В конце того же 2002 года Григоришин был арестован в Киеве - сотрудники милиции нашли у него в кармане пистолет и кокаин (который, как выяснилось позднее они сами ему и подбросили). Бизнесмену пришлось девять дней изнывать в изоляторе, и после освобождения он прямо обвинил в провокации Суркиса и Медведчука. В силу сложившихся обстоятельств, такая версия была весьма правдоподобной – складывалось впечатление, что «эсдэки» осуществляют настоящую вендетту по отношению к своему бывшему деловому партнеру.
В столь критическом положении, да еще и накануне президентских выборов-2004, на которых Суркис и Медведчук поддерживали претендовавшего на победу Виктора Януковича, Григоришин решается на «ход конем» - перепродажу части своих энергоактивов Игорю Коломойскому с целью сохранения бизнеса, поскольку в случае победы кандидата «эсдэков» Григоришин рисковал потерять абсолютно все. Тогда, собственно, и было положено начало энергетического партнерства двух видных олигархов. Константин Иванович продал Коломойскому половину пакетов акций в восьми облэнерго, они основали совместные компании на Кипре. Другую половину Григоришин обязался продать новому партнеру в случае проигрыша Виктора Ющенко на выборах в течение года. Главным условием сотрудничества, при этом, стало обязательное согласование любых действий по отношению к облэнерго.
Весь объем активов Григоришина был оценен в 212 млн. грн. Партнеры договорились, что за первую половину Коломойский заплатит 112 млн, а за вторую, в случае если Григоришин будет ее продавать - 100 млн. При этом «задаток» от Коломойского в размере 12 млн. Константин Иванович вложил в «оранжевую революцию» через Петра Порошенко. Это вложение себя оправдало - после избрания главой государства Виктора Ющенко необходимость в реализации второй половины активов отпала. Григоришин поставил перед собой новую агрессивную задачу: не только вытеснить Григория Суркиса с «Полтаваоблэнерго» и «Прикарпатьеоблэнерго», но и опровергнуть сделку с Коломойским. Манера в которой бизнесмен решил нанести ответный удар бывшим партнерам по бизнесу, и «кинуть» нового компаньона отличалась хрестоматийной для 90-х примитивностью. Замещение неугодного Григоришину менеджмента осуществлялось с помощью вооруженных боевиков, силовых захватов офисных помещений облэнерго, и последующего «отбеливания» такого беспредела посредством «заказных» решений судов. В свою очередь братья Суркисы наносили ответные идентичные «атаки» на захваченные объекты, пытаясь «выбить» противника из «укрепрайона» и удержать контроль над объектами в своих руках.
После такого «па» в исполнении Григоришина, естественно, ухудшились его отношения с Игорем Коломойским. Тот обвинил Григоришина в том, что он единолично принял решение об отстранении руководства облэнерго и подал на компаньона в суд в Лондоне и на Кипре. Тяжба между двумя бизнесменами длилась в течении 2006-2007 годов, и в итоге, Коломойскому пришлось заплатить Григоришину $10 млн., в придачу покрыв судебные расходы. Впоследствии партнерам пришлось разве что мириться с фактом партнерства в энергетической сфере. Игорь Коломойский, при этом, в дальнейшем стал выступать в качестве эдакого посредника в споре Григоришин-Суркис, поскольку был не только компаньоном Григоришина по энергетическому бизнесу, но и сохранял нормальные отношения с Григорием Суркисом (бизнесмен является партнером Суркиса в ферросплавном бизнесе и его заместителем в Федерации футбола Украины).
Судя по всему, именно благодаря усилиям Коломойского в последние годы противостояния Григоришин и Суркис перешли на более «мягкий тон» при решении споров вокруг облэнерго. Видимо, бизнесмены смогли обсудить вариант выкупа акций. Григорию Михайловичу предложили $560 млн. за пакеты акций всех подконтрольных ему облэнерго, но сделке помешал мировой финансовый кризис – цена оказалась завышенной. «Покупатели» попытались сформировать более реальное в кризисных условиях предложение (400 миллионов), но на то время к такой сделке потерял интерес Суркис. При этом в контексте кризиса основные игроки энергетического рынка Украины использовали любую возможность расширить свое влияние на украинские облэнерго. Так, Суркис приобрел 27%-ный пакет «Львовоблэнерго» за порядка 200 млн. грн. В свою очередь Григоришин и Коломойский купили 25% «Черниговоблэнерго» за 223 млн. грн. В этом случае партнеры переплатили, поскольку на аукционе им пришлось конкурировать с тем же Суркисом.
Достигнуть же новогоднего консенсуса сторонам конфликта удалось опять-таки из-за политики. Дело в том, что в результате выборов и поддерживавший Януковича Григоришин, и связанный с Тимошенко (через Медведчука) Суркис одинаково рисковали быть втянутыми в силовые разборки вокруг спорных облэнерго. Учитывая же то, что такая нервотрепка сытому и успешному олигарху сейчас ни к чему, стороны, дабы не усложнять жизнь, полюбовно договорились поделить все по-честному, не дожидаясь результата выборов. Договоренность была заключена под Новый год. Что ж, неплохой подарок сделали партнеры другу-другу.
ОЛИГАРХ
Комментировать | | Обсудить на форуме |