Леся Жашкова Неопределенная ситуация с продажей 50% акций отечественного металлургического комбината «Запорожсталь» заставила поломать голову как инвестиционных аналитиков, так и журналистов. Утром 12 мая губернатор Запорожской области сообщил о том, что группа «Метинвест» приобрела 50% «Запорожстали». Данная информация мгновенно распространилась по всем СМИ. Однако уже к вечеру System Capital Management, ключевой акционер группы Метинвест, выпустил пресс-релиз, в котором опроверг информацию о покупке. Обстоятельства продажи упомянутого пакета акций одного из крупнейших метпредприятий Украины остаются настолько неясны и неубедительны, что все более актуальным в контексте данной темы становится вопрос: «А был ли мальчик?»
Для начала следовало бы разобраться в том, претендовал ли вообще на покупку «Запорожстали» Ринат Ахметов? А также выяснить, кому могла быть выгодна подобная шумиха вокруг продажи акций меткомбината.
Как известно, не прошло и суток после появления слухов о приобретении половины акций «Запорожстали» структурами Рината Ахметова, как представители System Capital Management, ключевого акционера группы «Метинвест», опровергли данное предположение. Менеджеры Ахметова официально заявили, что ни он сам, ни СКМ, ни подконтрольная холдингу горно-металлургическая группа «Метинвест» не являются собственниками комбината «Запорожсталь», и на данный момент не рассматривают возможность оформления сделки по приобретению данного предприятия. После многочисленных информационных сообщений о том, что 50% акций меткомбината купила именно СКМ, такая информация оказалась чем-то вроде ушат ледяной воды, повергнувшей аналитиков и представителей СМИ в шок. Появившаяся интрига заставила всех напряженно думать и гадать, что же происходит на самом деле, и что могут значить все эти слухи.
Изучая информационное поле вокруг продажи «Запорожстали», можно обнаружить, что СКМ на самом деле рассматривала возможность покупки контрольного пакета металлургического комбината. Оказывается, управляющая активами Рината Ахметова компания являлась единственной отечественной компанией, которая подтверждала ранее свою заинтересованность в покупке «Запорожстали». В частности, еще в конце апреля представители «Метинвеста» публично заявляли о том, что проводят due diligence предприятия, для того чтобы оценить привлекательность потенциальной сделки по покупке предприятия. При этом, помимо структуры донецкого олигарха покупкой украинского меткомбината интересовались: ведущая сталелитейная компания мира Arcelor Mittal, южнокорейская POSCO и российская «Северсталь».
«Виновником» «версии» о том, что именно Ахметов стал покупателем «Запорожстали», является губернатор Запорожской области Борис Петров, который 12 мая заявил о продаже половины акций металлургического комбината украинской промышленной группе. С высоты своей должности он заметил, что от новых владельцев областным властям нужны «те же две вещи, что и раньше»: соблюдение норм природоохранного законодательства и сохранение рабочих мест. Что самое примечательное, Петров обмолвился о том, что «областная власть уже наладила контакт с новыми акционерами».
Большинство СМИ, основываясь на словах губернатора и исходя из круга известных ранее претендентов на меткобинат, предположили, что именно Ахметов и является тем загадочным покупателем 50% акций «Запорожстали». Однако, как оказалось вскоре, губернатор на эмоциях опередил события, позволив себе огласить незаключенную сделку. А возможно, он очень хотел, чтобы «Запорожсталь» купил именно Ахметов, вот и не удержался и форсировал события.
Впрочем, инвестиционные аналитики, несмотря на опровержение СКМ, считают «Метинвест» одним из наиболее вероятных претендентов на покупку «Запорожстали» и не исключают возможности завершения сделки в ближайшем будущем. Свои предположения они объясняют тем, что «Метинвест» последнее время аккумулирует крупные наличные средства, которые, скорее всего, будут направлены на покупку каких-то активов. В частности, 10 июня должно состояться годовое собрание акционеров Авдеевского КХЗ, который также входит в группу «Метинвест», и аналитики ожидают, что на собрании группа примет решение о крупных дивидендных выплатах из нераспределенной прибыли прошлых периодов на сумму $385 млн. Дивиденды дочерних предприятий группы и выпуск еврооблигаций, скорее всего, и станут источниками финансирования данной покупки.
Говоря о продаже «Запорожстали», стоит вспомнить о самих продавцах. До сегодняшнего дня ведущими акционерами металлургического комбината были представители двух бизнес-групп: Эдуард Шифрин и Алекс Шнайдер представляли компанию Midland Group, а Игорь Дворецкий и Виталий Сацкий «Индустриалбанк», который также является акционером меткомбината. До сих пор в информационном пространстве блуждали взаимно противоречивые версии того, какая именно из «пар» акционеров намеревается продавать свои акции. Одни источники утверждали, что одна из двух, другие – что крупные владельцы «Запорожстали» договорились реализовать 96,7% акций предприятия совместно.
Принимая во внимание манеру ведения дел на предприятии, и Шифрин с Шнайдером, и Дворецкий с Сацким – одного поля ягоды. Чего стоит только проведенная ими в 2008 году допэмиссия акций «Запорожстали», в результате которой доли всех миноритарных акционеров были в разы размыты. Тогда группа Шифрина ощутимо укрепила свои позиции в акционерном капитале меткомбината за счет «кидка» миноритариев. Это укрепление и стало поводом для разговоров о возможной продаже предприятия.
Для того, чтобы приблизиться к разгадке «ребуса» с псевдопродажей «Запорожстали» необходимо пристальнее взглянуть на то, что же именно продают акционеры. На поверку оказывается, что на продажу выставлено вовсе не ведущее предприятие металлургического комплекса страны, а основательно изношенный как в моральном, так и в физическом смыслах завод. Как известно, «Запорожсталь» входит в четверку крупнейших в Украине металлургических комбинатов, производит чугун, сталь, листовой прокат из углеродистых, низколегированных, легированных и нержавеющих сталей, гнутый профиль, жесть, строительные материалы и товары народного потребления. Хотя, «производит», это громко сказано – вся производственная часть комбината замыкается на мартеновских печах, которые уже списаны в утиль прогрессивным человечеством. По оценкам аналитиков, комбинат нуждается в срочной модернизации, которая оценивается ни много, ни мало – в $2 млрд. Некоторые специалисты считают, что в целом на перевооружение запорожского комбината может уйти до четырех лет.
Принимая во внимание из официального источника столь удручающее состояние комбината не удивительно, что Ринат Ахметов не захотел его покупать. У донецкого бизнесмена есть стабильно работающая металлургическая группа, и с экономической точки зрения для Рината Леонидовича было бы просто неэффективно приобретать предприятие, которое обещает стать пылесосом, засасывающим прибыли от других бизнесов. Видимо к мысли о том, что покупка акций «Запорожстали» не целесообразна в СКМ пришли еще после упомянутого due diligence. Вряд ли об этом не знали как у Шифрина, так и в окружении запорожского губернатора, а потому со стороны областных властей говорить о входе холдинга Ахметова в акционерный капитал комбината было просто некорректно.
Зачем же инициаторам продажи было организовывать «бурю в стакане» в ходе продажи «Запорожстали», подводя губернатора «под монастырь»? Если мыслить гибко, можно предположить, что Шифрин и другие мажоритарии попросту решили подогреть информационное поле вокруг комбината, используя для «нагнетания» обстановки имя Рината Ахметова. Видимо, собственники «Запорожстали» понадеялись, что имя донецкого олигарха сработает на потенциальных покупателей, как лампочка на «собаку Павлова». Мол, подумают, раз Ахметов здесь фигурирует, значит, товар хороший – будем брать.
Если же поразмыслить над тем, на кого Шифрин и Ко пытаются произвести такое впечатление, оказывается, что кроме как корейцев, «поражать» больше и некого. У индийской металлургической группы Arcelor Mittal проблем нынче и с «Криворожсталью» хватает. Зачем индусам аналогичная головная боль и в Запорожье? У россиянам ситуация аналогичная – лишний балласт с безмерно пожирающими газ мартенами им также ни к чему. Южнокорейская POSCO, с одной стороны, претендует на расширение сферы деятельности на территории Восточной Европы и выход на рынки данного региона. Кроме того, Украина привлекательна для южнокорейских металлургов с точки зрения доступа к железорудному сырью, с которым нынче во всем мире большие проблемы. Но неужели POSCO готова пожертвовать живыми деньгами ради каких-то сомнительных перспектив? Принимая же во внимание тот факт, что южнокорейская компания нынче пребывает в статусе партнера СКМ (у которого с железорудным сырьем проблем не возникает), вполне вероятно, что Шифрин надеется «осчастливить» именно POSCO. А хотя… кто знает, может и Ахметов в решающий момент вдруг передумает и решит расширить свою металлургическую империю?
Не исключен вариант, что даже в случае покупки запорожского меткомбината POSCO, управленческую функцию на партнерских основаниях на себя возьмет «Метинвест» в виду знания местной специфики работы. А корейцы при этом профинансируют должным образом модернизацию…, а прибыль поделят … поровну. С этой точки зрения, вариант с «самопиаром» со стороны мажоритариев «Запорожстали» не лишен смысла. Остается только ждать и понаблюдать за тем, в каком из направлений продолжат развиваться события.
Oligarh.net
Комментировать | | Обсудить на форуме |