Сергей Иванцов Всякий раз, когда ваш автор слышит от правительственных чиновников и провластных депутатов уверения, что кризис вот-вот закончится, а то и вовсе уже «почил в Бозе», он начинает лихорадочно пересматривать новостные ленты. Предмет интереса – законопроекты, инициированные правительством, и принятые Верховной Радой.
Если среди несистемного, часто противоречивого законотворческого вороха мне удается найти закон о повышении ставок акцизного сбора на табак, алкоголь, пиво и бензин, я мантрам о закончившемся кризисе не верю. Ибо опыт наблюдения за действиями властей (хоть оранжевых, хоть бело-синих) дает основания утверждать – как только «подпирает», правительство делает две вещи: громко кричит о том, что ситуация стабилизировалась, и тут же вводит новые ставки налогов. Такое впечатление, что повышение акцизов – единственный известный украинским властям способ наполнения бюджета.
Вот и сейчас, послушав разнообразных чиновников, вещающих о возобновлении экономического роста, я обреченно начал смотреть новости. И таки да! 20 мая Верховная Рада Украины приняла законопроект №6337 о внесении поправок в ряд законов о налогообложении, а также о повышении акцизов на алкогольные напитки, пиво, сигареты и нефтепродукты.
В цифрах новое «акцизное счастье» выглядит следующим образом: акциз на водку повышен на 16% до 39,4 гривны/литр 100% спирта, акциз на пиво - на 23% до 0,74 гривны за литр, акциз на бензин моторный для автомобилей на 20% с 110 евро до 132 евро за тонну.
По оптимистическим утверждениям, принятие закона приведет к поступлению 9 млрд. гривен в бюджет до конца года. Воплотятся ли эти прогнозы в жизнь? Предыдущий опыт показывает, что вряд ли! Так, например, прошлогоднее неоднократное повышение акцизов на табачные изделия обернулось не увеличением поступлений в бюджет, а ростом количества нелегальной продукции в точках розничной продажи. По данным последнего исследования Госпотребстандарта, удельный вес контрафактной продукции достиг рекордных за последние годы 20%.
Как это ни банально звучит, не очень богатый украинский потребитель начал переориентироваться на более дешевую (и более рискованную с точки зрения качества) продукцию.
Сторонники закона 6337 утверждают, что в данном случае риска дальнейшего сползания табачного и алкогольного рынка в «тень» нет. Ибо, как заявил вице-премьер Сергей Тигипко, «не будет никакого роста цен». Но как на практике избежать роста цен, когда акциз – это, по своей сути, налог на потребление, платит который исключительно потребитель?
Реального, экономически обоснованного ответа на этот простой вопрос - нет и быть не может. Зато возможны административные подделки под ответ. Подобной очевидной «фальшивкой» является, на наш взгляд, еще один относительно свежий регламентирующий документ: подготовленные в недрах Минэкономики поправки к закону «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий».
Эти поправки решают проблему возможного роста цен на подакцизные товары очень просто – они просто «запрещают» такой рост. Говоря бюрократическим языком, предлагается «установить предельные розничные цены» на ряд подакцизных товаров.
Что же мы будем иметь в итоге?
Потребитель, вроде бы, защищен. Розничный продавец, чаще всего, работает на едином налоге. И с него спрос в данном случае невелик. Остаются дистрибьюторы и производители.
Но дальнейшее изучение проекта позволяет утверждать, что и посреднические структуры избегут лишних издержек. Более того, именно они, в конечном итоге, окажутся в выигрыше.
Ведь Минэкономики предлагает не просто установить «потолок» розничных цен, но и ограничить максимальные отпускные цены, по которым производители должны передать товар распространителям. Следовательно, посредник тоже окажется «не при делах» в вопросе уплаты возросших налогов. Увеличенные акцизные ставки, инфляционные и социальные расходы, рост цен на сырье – все это ляжет на плечи производителя. Посредник же попросту получит полное право на «стрижку купонов» по всей длине цепочки от конвейера до конечного потребителя. Его прибыль гарантирована, подсчитана на годы вперед и выведена из зоны риска не только в свете нынешнего, но и грядущих (а они обязательно будут!) повышений акцизных ставок.
Почему так случилось? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нам следует, как в театре, потребовать: «Автора! Автора!».
А автором упомянутых поправок к закону «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», по данным прессы, выступил недавно назначенный заместителем министра экономики Александр Сухомлин. До прихода в исполнительную власть господин Сухомлин возглавлял ООО «Волыньтабак» - одну из крупнейших в стране дистрибьюторских структур, занимающуюся распространением табачных изделий.
Этот факт позволяет предположить, что автор (или авторы) поправок меньше всего беспокоились о наполняемости бюджета. Они попросту цинично воспользовались немым вопросом в глазах руководителей страны: «Где взять денег для наполнения бюджета?». Реальная же цель документа – лоббирование интересов посредников, работающих с алкоголем и табачными изделиями.
Косвенным подтверждением теневой, лоббистской подоплеки последних событий вокруг регулирования подакцизных рынков служит комментарий к закону № 6337, данный главой парламента Владимиром Литвином. Спикер заявил, что Верховной Раде придется повторно голосовать за закон о повышении акцизов на алкоголь, сигареты и бензин, поскольку «по одному и тому же положению проголосовали положительно две поправки, которые противоречат одна другой».
Неряшливость в подготовке подобного проекта – прямое свидетельство того, что старательно были выписаны только те положения, в которых напрямую заинтересованы авторы. Все остальное написали, как Бог на душу положит. А зачем напрягаться? Все равно ведь, сколько акцизы не повышай, бюджет от этого не разбухнет. Тем более, что по тем же табачным изделиям государство и без того «выбрало» фактически весь налоговый ресурс. Сегодня доля табачного акциза в доходах сводного бюджета Украины составляет 5%. Самый высокий показатель в Европе, между прочим. В Германии аналогичный индикатор застыл на отметке 1,3%, в России – 1,2%.
Правда, большинство фискальных проблем нашей страны также не имеет аналогов в Европе, даже на фоне текущего кризиса «зоны евро». Поэтому у ядра экономического блока правительства (Тигипко, Цушко) под непосредственным кураторством премьера Николая Азарова не так уж много вариантов и инструментов для стабилизации ситуации. И здесь их желание, не дожидаясь разработки и внедрения более тонких механизмов стабилизации, воспользоваться наиболее очевидными решениями выглядит если не оправданным, то по крайней мере объяснимым. Тонущему глупо рассматривать рисунки на брошенном ему спасательном круге.
Другое дело, что правительство и парламент, похоже, даже не заметили, что очередная кампания, призванная «подлатать» дырявый бюджет, на самом деле обернется только расширением дыр в «закромах». А тем временем под эти дыры прыткие делки уже «подставили карманы» родственных посреднических структур. И именно в эти карманы, а не в бюджет, направляют денежные потоки законопроект 6337 и поправки авторства Сухомлина.
Впрочем, есть у этой медали и другая сторона. Да, посредники, если сумеют полностью переложить на плечи производителей налоговое бремя (увеличив его!), добьются грандиозного тактического успеха. А вот стратегически они все равно проиграют. Как и вся табачная и ликероводочная промышленность страны. А в конечном итоге – как и вся страна. Ведь предыдущие неоднократные (в том числе, и внеплановые) повышения налоговой нагрузки на подакцизные отрасли каждый раз неизбежно приводили к снижению легального производства и к увеличению доли некачественного контрафакта в конечном потреблении. Особенно заметна эта тенденция на примере ликеро-водочной отрасли. Но и в табачной промышленности эти процессы более чем очевидны. Так, например, в 2009 году легальное производство там снизилось на 20%. Зато доля контрафактной продукции на рынке выросла в разы! А контрабандисты если и платят очень специфические «коррупционные налоги», то отнюдь не в государственную казну. Откуда тогда возьмутся дополнительные налоговые поступления в бюджет? Да и посреднический «навар» даже самым крутым дистрибьюторам скоро попросту неоткуда будет брать.
Впрочем, кто о ней думает, о стратегии-то?
Или, может, в свете анонсированного спикером пересмотра закона 6337, кому-то в правительстве и Верховной Раде все же придет в голову мысль внимательно изучить сие творение посреднического лобби? И внять не только аргументам чиновников от бизнеса, но и выслушать позицию производителей? Ведь, в конечном итоге, размер казны зависит от того, сколько производится товара и сколько его продается легально, а не от того, какую прибыль в этом процессе получит посредник.
ОЛИГАРХ
Комментировать | | Обсудить на форуме |