Через 20 лет после исторического события в «Комсомолке» встретились давнишние оппоненты.
17 марта исполнилось 20 лет со дня проведения первого и единственного за всю историю СССР всенародного референдума. Напомним, тем, кто пришел на участки для голосования, предложили ответить на вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной Федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». 77,85% принявших участие в волеизъявлении граждан ответили - да. 22,15% высказались за развал СССР. Казалось бы, результат однозначен, но не прошло и 9 месяцев, как Союз прекратил свое существование.
Накануне этого юбилея в гости к «Комсомолке», чтобы проанализировать события тех дней и объяснить, почему произошло именно так, а не иначе, пришли зампред Комитета Госдумы России по конституционному законодательству и госстроительству коммунист Виктор Илюхин (далее в тексте - И.) и один из первых народных депутатов РСФСР, председатель российской Ассамблеи парламентариев Владимир Подопригора (далее в тексте - П.).
«КОМУ ОН НУЖЕН, ЭТОТ ВАСЬКА?»
«КП»: - А нужен ли был этот референдум? Ведь после него сепаратистские настроения стали расти как на дрожжах.
И.: - Говорить о том, что референдум подтолкнул сепаратизм, я бы не стал. Сепаратистские течения были достаточно сильны и в Закавказье. Национальная элита, которая на тот момент была в республиках, хорошо понимала, что в обычном течении жизни она бы никогда не пришла к власти. И они разыграли национальную карту. Это было решение личных амбициозных целей.
Прибалтика первоначально ставила вопрос о большом получении простора в сфере экономики. Но когда увидели, что Яковлев и Горбачев все это проглотили и можно ставить вопрос более жестко, заговорили о полном суверенитете.
П.: - Это была последняя попытка Горбачева, апеллируя к народу, сохранить СССР. Ведь он начал разваливаться не с приходом Горбачева. Это было предопределено в 1979 году, когда СССР развязал войну в Афганистане. В декабре 1979-го я сделал заявление, что Советский Союз развалится через десять лет. Я ошибся на два года. Зримо СССР начал разваливаться в 1988-м, и завершился процесс в 1991-м.
«КП»: - Попытка перешагнуть через КПСС и заручиться поддержкой народа?
П.: - Точно: перешагнуть через партию. Партия уже до этого референдума принимала ряд решений, которые прямо говорили об изменении политической системы. Например, резолюция XIX Всесоюзной конференции КПСС о межнациональных отношениях. Там речь идет о расширении прав союзных республик и автономных образований. Партия сама подталкивала процесс разрушения СССР.
И.: - Наоборот, решения партии были направлены на то, чтобы сохранить СССР. Катализаторами распада СССР выступили «саюдисы», национальные фронты, народные фронты и так далее. Они прямо говорили: у нас новая история. Мы с нового листа будем ее писать. Какая экономика? Какие интересы народа? Разрушали единую систему проживания.
Владимир Подопригора уверен, что распад СССР в тех условиях был закономерен. Горбачев допустил грубейшую ошибку, вместе с другими затеяв заключение нового Договора о союзном государстве. Это был троянский конь, которого вкатили и изнутри взорвали. Конечно, и внешние факторы действовали. Горбачев - недальновидный человек. Он не просчитывал многие ходы. Этим пользовались другие лица. Ему эту идею навязали. И прибалты, и элита Закавказья хорошо понимали: старый Союз можно разрушить, а вот заключить новый - очень сложно. Ошибка Горбачева в этом.
П.: - Не стоит говорить лишь о республиках Кавказа и Прибалтики. У меня в руках резолюция XXVIII съезда компартии Украины, который однозначно высказывается за провозглашение суверенитета Украины. Это коммунисты! Это не демократы. Это решение не группы отщепенцев. Это - резолюция съезда!
КОГО СЧИТАЕМ, УМНЫХ ИЛИ КРАСИВЫХ?
«КП»: - Итоги на первый взгляд вполне убедительны. Огромное большинство проголосовало за Союз.
П.: - Возьмем РСФСР: число граждан, ответивших да, - 56 с лишним миллионов. Но, вы представляете, 26 процентов граждан сказали СССР нет. 21 миллион человек - это немало. Поверьте.
«КП»: - Но ведь почти 72 процента от всех проголосовавших сказали да.
П.: - Но существуют законы общественного развития. Они гласят: если каждый пятый человек против чего-то и если эти люди имеют возможность организоваться, они изменят общественное устройство.
И.: - Мы забыли сказать, что в России тогда уже набрали силу люди, находящиеся во власти, подчеркиваю, которые заявили: нет СССР. Конец января 91-го года. До референдума меньше 2 месяцев. В Харькове состоялся съезд демократических сил. От РФ присутствовали Мурашов, Травкин, Афанасьев, Старовойтова - все это народные депутаты. Что заявил съезд? Было принято решение - СССР не быть. Ельцин уже был главой России. В 90-м Ельцин, приехав в Свердловск, прямо заявил: первое мое предложение - на территории СССР должно быть образовано 5 - 7 государств. Уже вопрос-то шел о дележе. Это люди, которые стояли у власти. Говорили от имени народа, забыв спросить у народа - что делать. Несомненно, влияние этих людей сказалось на результатах референдума.
Виктор Илюхин не намерен прощать развал СССР тем, кого считает виновным. П.: - Не надо демонизировать Мурашова, Старовойтову, Афанасьева и Ельцина. Это маленькая рефлексия на то, что группа людей, собравшихся в Харькове, вдруг определила судьбу страны. Группа констатировала, что страна разваливается. И человек, который говорит об этом, вовсе не обязательно выступает за этот развал.
«КП»: - А как вы сами голосовали?
П.: - Я - за сохранение СССР.
И.: - Я - тоже за, понимая, какой трагической ошибкой стал бы развал страны. Какой это будет удар по простому народу. Не по верхушке, которая приспосабливается ко всему и всегда живет себе в удовольствие.
«НАРОД БЕЗМОЛBСТВОВАЛ»
«КП»: - А почему референдум не проводился в ряде республик? Не только в Прибалтике, но и в Закавказье?
И.: - По одной причине: сельское население в той же Литве, например, не проголосовало бы за выход из состава СССР. Да и городское. «Саюдисы» понимали, что они не наберут две трети голосов, необходимых для цивилизованного выхода.
«КП»: - Решения референдума - это, грубо говоря, высший закон прямого действия. Но его нарушили. Почему народ не вышел с протестами?
И.: - Причин много. Горбачев начал перестройку. Все действия, которые хотел видеть народ, он утопил в болтовне. Состоялось отторжение Горбачева, и оно перекинулось на компартию. Это - один момент. Второй - предательство Горбачева. Он сделал все, чтобы заменить членов ЦК в массовом порядке. На людей, которые выступали за демократические нормы. Может, и надеясь на положительный результат.
П.: - Потому что народ тоже умеет мыслить. Оценивать события. Ситуацию, которая сложилась усилиями КПСС. Народ осознал, что СССР мертв уже давно. И возродить его решением на бумаге невозможно. А после ГКЧП и не нужно. Поэтому никто и не пошел протестовать на улицы.
И.: - Да нет, народ просто был оглушен. С одной стороны. А с другой - людей дезориентировали пропагандой, что каждому в своем доме будет жить лучше, хотя каждая республика и так была домом. Вот и все. Только последствия расхлебываем сейчас и еще долго хлебать будем.
Источник: http://kp.ua/daily/
Комментировать | | Обсудить на форуме |