- Ближайшие мероприятия, всеукраинского и международного значения – это, прежде всего, в рамках культурно-просветительского проекта «Донетчина – родина Прокофьева» к 120-летию Прокофьева, с 25 марта начинается фестиваль детских балетных спектаклей «Гран-па». В нем примут участие балетные школы из Львова, Киева, Николаева, Арабских Эмиратов и Норвегии. Закрытие фестиваля «Гран-па» послужит открытием балетного конкурса имени Сержа Лифаря. 27 марта мы закрываем конкурс «Гран-па» и открываем конкурс имени Сержа Лифаря, который пройдет с 27 марта по 2 апреля. Гала-концерт состоится в день рождения Сержа Лифаря. Параллельно с этим у нас заканчивается подготовка к празднованию юбилея Берегового. Ряд культурных мероприятий запланирован как в Енакиево, так и концерт, посвященный юбилею Берегового в донецкой филармонии. Готовят его деятели культуры и искусства Донецкой области и студенты Донецкого училища культуры. Это из ближайших мероприятий. Кроме того, сейчас идет подготовка Международного фестиваля «Прокофьевская весна», который будет проходить с 20 по 25 апреля. Закончился у нас конкурс плакатов «Мой Прокофьев», в котором принимали участие студенты художественного училища и учащиеся художественных отделений школ искусств Донецкой области. У нас проходит сейчас отборочный конкурс пианистов и скрипачей «На родине Прокофьева». На этой неделе стартует конкурс скрипачей к 120-летию Прокофьева в Краматорске, в Ясиноватой – Всеукраинский фестиваль гитарного искусства. Это самые важные мероприятия, запланированные на март и апрель.
Елена: - Какие-то сложности в подготовке этих фестивалей есть?
- Нам бы хотелось больше поддержки там, где инициатором выступает и при поддержке облгосадминистрации, облсовета и управления культуры. Там, в принципе, вопросы решаемые, они прогнозированные. Мы знаем, на что мы идем и рассчитываем на свой бюджет. Безусловно, проблемы есть с конкурсом Лифаря. На сегодняшний день обещанные деньги, которые были обещаны из Киева, из государственного бюджета, как нам обещал горсовет Киева, как один из учредителей конкурса, этих денег у нас пока нет. Так что пока мы вынуждены бросить все силы и искать резервы, чтобы не сорвать этот конкурс, чтобы он прошел на должном уровне. По жеребьевке конкурса, по приезду делегаций, по упрощенной схеме таможенной службы – все это, вроде бы, у нас решено. И запланирована встреча Григоровича и членов жюри у губернатора области. Все организационные вопросы, зависящие от области, мы преодолеем.
- А на «Прокофьевскую весну» кто к нам приедет?
- Мы ее откроем 20 апреля кантатой «Александр Невский», где будет сводный хор: Киевский национальный хор, хор донецкой музыкальной Академии, хор донецкого музыкального училища. Приезжают хоровые коллективы из Киева, инструменталисты из Москвы, джазовый коллектив из Франции. За основу берутся произведения Прокофьева. Хотя, это очень сложно, чтобы полностью выстроить программу на музыку Прокофьева. Мы к этому и не стремимся. Потому что довольно-таки сложно для публики неподготовленной. Но открывать мы будем именно кантатой Прокофьева «Александр Невский».
«СУПРУГА ПРЕЗИДЕНТА ВЗЯЛА КОНКУРС ЛИФАРЯ ПОД СВОЙ ПАТРОНАТ»
Светлана: - Как получилось, что конкурс Лифаря из Киева переехал в Донецк?
- Переехал, потому что пять лет он уже в Киеве не проводится. Было предложено Вадиму Писареву, как он смотрит на его проведение в Донецке, учитывая опыт проведения фестиваля «Звезды мирового балета». Но возникли, конечно, юридические вопросы. Есть учредители, есть положение, которое утверждено Минюстом. И проблема была в том, как его перенести в Донецк, под каким соусом его подать, есть авторские права, они зарегистрированы. Мы не можем его назвать как бы конкурсом Лифаря, потому что есть Киевский городской совет, есть Министерство культуры, Министерство финансов, есть Академия танца и еще 3 или 4 соучредителя. Нам пришлось провести с ними большую работу, чтобы уговорить их провести конкурс в Донецке. И было поручено «реанимировать» этот конкурс именно Донетчине. Получилось, что некому было заниматься, и никто не хотел брать на себя ответственность по возрождению этого фестиваля. Донецкая область решилась на это. Я думаю, что этот проект нам тоже под силу. Министерство нам делегировало права на его проведение с согласия Киевского горсовета. Академия танца тоже дала добро. И сегодня у нас 186 участников из 18 стран. Бюджет увеличился. Проблема в том, что мы не ожидали, что так много заявок будет на этот конкурс. Я понимаю, что после первого тура конкурса отсеется 30% участников, во втором туре еще процентов 40-45. И, судя по заявкам и представлению хореографов, гала-концерет будет очень высокого уровня.
Галина: - Супруга Президента не взяла конкурс под свой патронат?
- Взяла. Вначале, когда мы вели переговоры – брать этот фестиваль или нет, пресса подхватила, и так получилось, что отступать уже было некуда. И Людмила Александровна, когда мы обратились к ней с просьбой поддержать этот фестиваль, она дала добро. И после этого мы с еще большей уверенностью начали «продвигать» этот фестиваль.
- Я знаю, что в числе гостей и участников были заявлены гости из Японии. Они приедут?
- Приедут. Потому, что это наши старые, добрые знакомые. Артисты нашего театра неоднократно выезжали на гастроли в Японию. Японские артисты приезжают постоянно сюда на фестиваль «Звезды мирового балета». И сейчас они уже дали добро, что они приедут. У нас среди членов жюри есть представитель Японии, и исполнитель.
- У нас такой калейдоскоп событий на весну. Лично вы с большим удовольствием кда бы пошли – на концерт классической музыки, на балет?
- Я Вам скажу одно – иногда думаю: «Вот бы отдохнуть от всех мероприятий. Дней 10! Не общаться, не слышать ничего». Но проходит 2-3 дня, и я уже скучаю. Потому что этому посвящена вся жизнь, и без этого уже не можешь. Я сходил с удовольствием на концерт Хворостовского. Я своим в театре сказал, что давно не слышал, что можно петь и слышать каждое слово, которое звучит со сцены. Не просто вокал, но каждое слово из романса. Это же искусство, школа! Мы 100 мест поставили в оркестровую яму, посадили туда студентов-вокалистов музыкальной Академии, хор и солистов оперного театра и они все слушали концерт. Это был своего рода мастер-класс Дмитрия Хворостовского. А так я соскучился и давно не был на джазовом концерте. Я бы с удовольствием побывал. Соскучился по той атмосфере, которая связана с джазом в Донецке. Ну, и, кроме того, мне бы хотелось чего-то новенького. Особенно связанного с молодежью, чего-то неформальными движениями. То, что определяет лицо любого государства – это уровень классического искусства. Это нам понятно, это базовые элементы, которые надо поддерживать. Без этого как бы у нас не было развито народное творчество, фольклор, но если не будет хорошего симфонического оркестра, оперной и балетной труппы, это говорит о том, что данное государство или этот регион в плане культуры представляет что-то несерьезное. А хочется экспериментировать, чтобы поддержать молодежь. Мы делаем, даем проекты, но резонансных мероприятий пока нет. Народ на что идет? «Народна зiрка», «Х-фактор», на Майдане будем танцевать. 6 мая по графику должен защищать Донецк в проекте на Интере. Наверно, так надо, это рейтинг канала. Хотелось бы чего-нибудь креативного, молодежного. Мы пытаемся сейчас делать с «Изоляцией» проект делать по изобразительному искусству, проект «Оркестр на траве», «Музыкальный автобус» мы поддержали.
- К летним городским праздникам управление культуры уже готовится?
- Управление культуры напрямую к городским праздникам отношения не имеет. Город готовит сам. Города обращаются за помощью к нам по артистам, по еще каким-то творческим вопросам. Мы им оказываем помощь. Потому что бюджет это городской, деньги они сами собирают. Силы свои рассчитывают сами. И сейчас, вы обратили внимание, меньше звезд приглашают города. Бюджета нет, обходятся своими силами. Поэтому управление культуры напрямую не участвует и не имеет программы, например, «День города Краматорск». Наши артисты – планируют. Заключают договоры. Но это уже финансовые вопросы.
«РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ФИНАНСИРУЕТСЯ»
Анна: - Постоянно сообщают о том, что на культуру из бюджета выделяют все меньше и меньше денег. Не проще ли вместо больниц и школ «оптимизировать» ненужные ветхие ДК?
- Это проблема ни одного дня. Я работаю 14 лет и все это время мы говорим о том, что добрая половина сельских клубов у нас не отапливается. Большая часть требует капитального ремонта. Областные власти посчитали, что без реформ в этой сфере не обойтись. Действительно, развитие культуры практически не финансируется. В этом направлении идет 0,1-0,2% от общего бюджета. И за эти деньги ДК должны провести ремонты, пошить костюмы, купить инструменты… На этот год по всем сельским районам на 7 миллионов уменьшено финансирование в области культуры. Поэтому нужно находить варианты реформирования отрасли. Ведь не может в одном селе, где два школьника, быть и клуб, и библиотека и ДК. Что толку, что все эти блага есть, ведь они не предоставляют услуг – там только танцы, которые приезжают по выходным, да свадьбы-поминки справляют. Чтобы житель получил какую-то культурную услугу, необходимо создавать мобильные культурно-информационные центры. Потихоньку мы уже реформируемся, создаем такие центры, соединяем библиотеки с клубами, восстанавливаем актовые залы, музеи… Оборудуем компьютерные классы, проводим в села Интернет. Это очень удачный эксперимент. За три последних года мы создали более 100 инновационных учреждений культуры. Это мало, но уже хоть какое-то развитие. И даже при таких показателях область лидирует в стране по компьютеризации библиотек, возможности доступа в Интернет.
Андрей: - Сейчас много говорят о строительстве нового художественного музея. Это правда? Как вы можете сейчас это прокомментировать?
На этот год в бюджете предусмотрен миллион гривен на разработку проектно-сметной документации по художественному музею. В апреле мы планируем провести конкурс на лучший блиц-проект здания и наконец-то перейдем от разговора к делу. В этом же году должна быть готова документация, без которой невозможно получить финансирование. Обсуждается еще и место строительства – предварительно это будет парк возле гостиницы «Виктория». Пока этот вопрос на стадии переговоров. А то, что кто-то там по Макеевке поднял вопрос – я вообще удивился. Но это же один член жюри сказал: «А почему бы не перенести музей в ДК Кирова». В Макеевку, под заводскую трубу! И сколько было вопросов! А человек просто сказал глупость. Этого не может быть в принципе. Я уважаю этот Дворец культуры, который построили питерцы. Таких ДК – уникальных памятников архитектуры – у нас три. Он уникальный по архитектуре. Если бы можно было его взять и куда-то перенести. Но сейчас он в ужасном состоянии. Там же поселок вымерший. Как может стоять в пустыне такой Дворец культуры, где микрорайон не развивается, трамвай уже не ходит и завод дымит? Что касается художественного музея, то даже по самым смелым прогнозам переехать с бульвара Пушкина в новое здание он сможет не раньше 2013- начала 2014 года. Слепить его за год по технологии, по которой строят супермаркеты, можно, но мы так делать не будем.
«ТЕАТР КУКОЛ – ЭТО БЕДА»
- Сейчас помимо художественного музея, еще множество объектов города нуждаются в капитальном ремонте… Например, здание театра кукол.
- Да, действительно, сейчас театр кукол – это беда. Он не должен находится в таком помещении. У нас уже есть эскизный проект создания на этом месте центра семейного отдыха. На счастье, земля возле театра принадлежит области, поэтому мы вправе ею распоряжаться. Сейчас мы ведем переговоры с двумя фирмами о подготовки детального проекта, в который впишется и обновленный театр кукол. Обсуждается возможность переноса концертного зала филармонии в строящееся здание художественного музея. Орган мы, конечно, трогать не будем – это очень рискованно и трудоемко, а вот современную концертную площадку сделать сможем. Филармония же останется исключительно органным залом.
Дима: - Ходят слухи, что парк Щербакова будут сдавать для частных праздников на целый день, закрывая его при этом для всех остальных. Такие разговоры действительно ведутся?
- Это я уже слышал. Но это разговоры. Таких планов ни у собственника (а собственник парка Щербакова – городской совет, это городская коммунальная собственность), ни у руководства парка в помине нет. Я не знаю, откуда такие слухи взялись, они беспочвенны.
Алла: - Николай Николаевич! В парке Ленинского Комсомола собираются открывать музей Великой отечественной войны. Вот уже полтора года обсуждается вопрос доставки в этот музей 4-го танка из Константиновки. Скажите, что это за танк (он все таки советский или немецкий?) Когда приступят к раскопкам этой боевой машины? И кто будет это финансировать?
- Эта идея при поддержке донецкого городского головы Александра Алексеевича Лукьянченко. Была идея танк, который был там найден, перевезти в Донецк. Сегодня попытки его поднять обычным способом не увенчались успехом. Только его чуть-чуть откопали, он проседает. И даже определить – советский или немецкий это танк невозможно. Его еще никто не видел. Все знают, что он там есть. Но пока поднять его не удается. Мнения историков-краеведов расходятся. Одни говорят, что это советский танк, другие – немецкий. Но точно мы сказать пока не можем. И поднятие танка – очень затратное дело. Город планирует его все-таки достать, реставрировать и поместить в музей. А музей Великой Отечественной войны сделать филиалом краеведческого музея. Проектные работы по музею сегодня профинансированы городом, дизайнеры работают над оформлением, наши специалисты краеведческого музея работают над формированием экспозиции. Музей будет, независимо от того, достанут танк или нет.
Николай: - Николай Николаевич, когда будут ремонтировать "Юность"? Туда звезды приезжают, а в зал зайти стыдно. Слышал, что здание хотят отдать одному из олигархов, поэтому и не ремонтируют, чтобы довести до крайней точки и сдать с потрохами. Это нехорошо. Неужели не найдется средств на ремонт в бюджете, а есть только один вариант - отдавать олигарху государственное имущество?
- Начнем с того, что ДМ «Юность» не входит в подчинение управления культуры. Это управление образования. И, к сожалению, все попытки области обратиться в Министерство образования, чтобы отдать его из государственной собственности в областную, ни к чему не привели. Переговоры мы ведем уже 5 лет. Но пока это здание находится в государственной собственности и область не имеет права вкладывать деньги в его ремонт – это разные уровни бюджета. Поэтому, все зависит от того, какое решение примет Киев. Отдаст олигарху или даст деньги. Но область обеспокоена. К Евро-2012 на выездных заседаниях, которые проходили здесь неоднократно, поднимался этот вопрос. И сколько мы ставили вопрос – отдайте нам, и мы его отремонтируем – Киев нам не отдает. Какие планы у министерства образования – мы не знаем.
Источник: http://kp.dn.ua/daily/
Комментировать | | Обсудить на форуме |