Пару лет назад моя подруга сделала «татушку», а теперь никак не может остановиться и придумывает себе очередной рисунок. Может, она немножко «приболела»?
До нас докатилась «синяя» эпидемия
– Мы действительно наблюдаем новую форму зависимости – тату-зависимость, – рассказывает заведующий кафедры наркологии Харьковской медицинской академии последипломного образования, член Харьковского медицинского общества профессор Иван Сосин. – Распространенность тату, особенно среди молодежи, уже приобрела эпидемический характер. Сейчас это увлечение превратилось в субкультуру – тату-манию.
Практически нет части тела, которые «фантазеры» не покрывают «подкожными картинками». Нарколог рассказывает, что татуировками разрисовывают все тело, делают их даже на зубной эмали и волосистой части головы, татуируют склеры глаз, отчего глаза становятся синюшного цвета. Бывает, на теле нет ни одного свободного от тату участка, – и такие случаи уже можно рассматривать как зависимость, уверяет Иван Сосин. Люди не могут остановиться, пока тело не превращается в «картину». Специалисты стали именовать эту форму психологической зависимости «синей болезнью».
– Как правило, если человек увлечен татуировками – он часто является и поклонником пирсинга. Есть люди, у которых общий вес «имплантированных» сережек достигает трех килограммов, и в этом случае тоже можно говорить о зависимости, – считает Иван Сосин.
После одного тату сложно остановиться
– Причины нанесения татуировок на тело еще не до конца изучены. Загадкой является факт, почему кто-то ограничивается одной татуировкой, а другие после дебюта приобретают состояние неистовства и расширяют татуировочное поле на все тело. С психоаналитических позиций тату становится формой самоутверждения, проявлением сексуальности. «Нательная живопись» может быть признаком мазохизма – привыкания к болевым ощущениям, – говорит Иван Сосин.
Нанесение тату – процедура хоть и болезненная, но кому-то она нравится: травмирование машинкой кожи тела в процессе татуировки вызывает специфические ощущения.
– В ответ на боль в организме вырабатываются эндорфины – морфиноподобные вещества, которые влияют на настроение, притупляют болевые ощущения. Очень часто наши пациенты – алкогольнозависимые и наркозависимые – покрыты татуировками. Пациенты признаются, что после одного тату уже не могут остановиться: им нравятся болевые ощущения. Например, наши наркозависимые пациенты привыкают к истязанию тела инъекциями: они могут попадать иглой в вену по два-четыре часа. А когда после лечения проходит время – они пытаются вернуться к прошлому, чтобы повторить эти ощущения: они щипают себя до крови, их будоражит ее запах.
Впрочем, склонность к многократному нанесению татуировок нельзя объяснять только влечением к боли, считает нарколог. У любителей тату есть и другие «стимулы»: удовольствие доставляет и сам процесс принятия решения, и выбор места для рисунка, и ожидание бурной реакции родителей: все это приводит к состоянию необычного состояния.
Одна из харьковских студенток, обладательница тату, описала собственные ощущения:
– После тату-дебюта я осознала, что ощущение, которое испытывает человек при нанесении тату – особое, ни с чем не сравнимое: смешиваются чувства боли, эйфории, отождествление себя с представителями определенной общности, субкультуры, отделение от основной массы людей, от социума. Выходя из салона, видишь мир иначе, возникает ощущение, что ты способен на то, что раньше было не под силу.
– Мы решили привлечь внимание исследователей к масштабам распространения тату, – говорит Иван Сосин. – Если удастся доказать, что тату-зависимость – это патология, – она будет включена в международную классификацию болезней. Тогда должны быть приняты соответствующие программы профилактики, лечения и реабилитации.
Источник: http://vecherniy.kharkov.ua/
Комментировать | | Обсудить на форуме |