Уже больше года промышленный центр Ивано-Франковской области - официально в зоне экологического бедствия. Но у новой местной власти есть план, как решить эту проблему без больших бюджетных затрат.
ВСЕ ВЫГЛЯДИТ БЛАГОПОЛУЧНО
Среди небольших аккуратных городков Прикарпатья Калуш ничем на первый взгляд не выделяется. Разве что местная достопримечательность - один из самых больших в Украине рынков секонд-хенда - заставляет приезжать сюда жителей других районов и даже областей.
Когда мы попали в Калуш, там уже чувствовалась наступающая весна: на деревьях набухали почки, по бульвару в центре прогуливались молодые мамы с колясками… Одним словом, атмосфера благополучия и спокойствия. Увы, кажущаяся…
- Речка Лимница считается одной из самых чистых в Европе, - показывает наш гид Виктор Клид, завсектором экологии и природопользования Главного управления экономики Ивано-Франковской облгосадминистрации.
- В начале весны мы видели, как на Лимнице в районе Хотинского поля образовались воронки, - уточняет главврач Калушской СЭС Роман Кравец. - Это может означать, что заброшенные шахты здесь затапливаются водой, и это очень большая проблема, потому что нельзя исключить вероятность вымывания калийных солей, загрязнения реки.
Хотинское поле - лишь одна не самая мощная бомба замедленного действия из многих, заложенных под город, который и своим возникновением, и процветанием обязан уникальным залежам калийных солей, а они здесь везде буквально под ногами.
Уже в XV веке в Калуше производили селитру и бикарбонат натрия для армии, а в XIX-XX вв. добычу полезных ископаемых поставили на промышленный конвейер, не заботясь особенно о последствиях этой деятельности. И сегодня расплата за прежнее легкомыслие угрожает Калушу: отвалы Домбровского карьера, скрывающие внутри 15 миллионов кубометров токсичных соединений - рассолов, нависают над западной окраиной города.
МЕЖДУНАРОДНАЯ УГРОЗА
- Концентрированные соляные растворы, помещенные в хвостохранилище, образовывались как побочный продукт производства калийных удобрений: породы растворяли водой, из насыщенного водного раствора выделяли полезные компоненты - калийные соли, а концентрированный рассол, который содержит почти всю таблицу Менделеева, сбрасывали в рукотворный водоем, - объясняет глава Калушской райгосадминистрации Василий Петрив. - От осадков рассолов становится все больше, и года два назад, когда уровень рассолов превысил на 35 сантиметров максимально допустимые проектные отметки, а дамба была подтоплена, прорыва ждали в любой момент. Сейчас опасность отошла - мы укрепили дамбу, работы продолжаются.
- В 2010 году на работы в Калуше выделили примерно 300 миллионов гривен, - уточняет Роман Кравец. - Соответственно и объем работ был очень большим. В частности, провалы, которые образовались в Домбровском карьере, были герметизированы гипсоглинистой шляпой, произведена техническая рекультивация отвала №1 - территории площадью в 48 гектаров, где также герметизировали воронки, разравнивали грунт, укрепили наиболее проблемные восточный и северный борта карьера.
- Я не стал бы говорить, что опасность в Калуше ликвидирована полностью, - отмечает Александр Горянчик, эксперт Украинского центра независимых экономических исследований. - Ситуация по-прежнему сложная, потому что если, не дай бог, в этом районе начнутся сильные проливные дожди или другие природные катаклизмы, дамба может не выдержать. А соли, находящиеся здесь, попадут в местные реки и оттуда - в Днестр, куда все они впадают. Если учитывать колоссальное количество солей, которые могут быть вымыты из карьера, то несложно оценить масштабы экологической катастрофы - она затронет сразу несколько областей Украины и Молдавию целиком, поскольку Молдавия, включая Кишинев, делает заборы воды из Днестра. Иными словами, проблема Калуша - не местная, даже не украинская, а международная и вполне может быть сравнима с прошлогодней катастрофой в Венгрии, пусть даже калушские рассолы и не токсичны в такой степени, как выброшенный заводом «Айкаи Тимфлодьяр» красный шлам.
ЛЕД ТРОНУЛСЯ?
К сожалению, есть в Калуше отходы и куда более токсичные, чем калийные соли и даже венгерский красный шлам. Речь идет о полигоне, на котором захоронены порядка двадцати тысяч тонн гексахлорбензола - вещества с сильнейшими канцерогенными свойствами, вызывающего цирроз печени, а также нарушающего работу сердца, легких и печени. Противогаз или маска от него не помогут - гексахлорбензол проникает в организм через поры кожи.
- Если бы резервуары с токсическим веществом были полиэтиленовые, опасность, что они кородируют и будут рассыпаны, была бы меньшей, - рассказывает Василий Петрив. - Но гексахлорбензол здесь содержался в металлических бочках, из-за этого приходилось делать постоянные пробы грунта - была опасность, что он попадет в почву.
В сентябре минувшего года сотрудники МЧС начали вывозить с территории полигона опасное вещество для его последующей утилизации в Англии. Но местные жители поговаривают, что захоронен гексахлорбензол не только на территории полигона, но где еще - неизвестно.
- Завод, который производил это дело, запустили на пять лет раньше, чем построили полигон, - уточняет для нас местный житель. - Куда предприятие сбрасывало токсические отходы на протяжении тех пяти лет - никто не знает, но, надо полагать, захоронения находятся где-то поблизости.
- Заболеваемость онкологией в Калушском районе значительно выше, чем в среднем по Ивано-Франковской области, - отмечает Виктор Клид. - В самом районном центре, кстати, такого феномена не наблюдается. Что до района, то у нас нет доказательств, что этот факт имеет связь с экологической ситуацией вокруг Калуша вообще или утечкой токсических отходов с полигона. Такую связь можно только предполагать.
ВНИМАНИЕ ГОСУДАРСТВА И ЧЕТКАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Небольшое отступление. В 90-е годы химико-металлургический комбинат, который разрабатывал калийные соли в Калуше, в том числе открытым способом в Домбровском карьере, преобразовали в открытое акционерное общество «Ориана». К тому времени уже стало ясно, что экологическое равновесие в районе нарушено. Почва над старыми шахтами и выработками начала проседать. Бедствие коснулось и самого Калуша, и окрестных сел - Кропивника, Сивки Калушской: около 1300 домов и несколько десятков промышленных сооружений попали в опасную зону. Но пока существовала «Ориана», она частично справлялась с возникающими проблемами. На предприятии имелось особое экологическое подразделение - специальный отряд, изучавший проблемные участки и оценивавший опасность, которую они могли представлять. Пару лет назад - в кризис - предприятие обанкротилось, специальный отряд тоже был расформирован, а город остался с опасным наследством, включающим рассолы и полигон токсических отходов, не имея ни техники, ни специалистов для борьбы со всем этим.
- Нужно признать, что проблемы Калуша в Киеве долго не хотели замечать, - подчеркивает Александр Горянчик. - Как ни парадоксально, но большой любитель прикарпатской природы Виктор Ющенко, неоднократно приезжавший с рабочими поездками в Ивано-Франковскую область да и отдыхавший постоянно на даче в Синегоре, определенно был наслышан о проблемах Калуша. То же можно сказать и о экс-премьер-министре Юлии Тимошенко. Они, так любящие Прикарпатье и всю Западную Украину, фактически ничего не сделали для решения этой проблемы. Реальный прорыв произошел лишь в прошлом году: в Калуш приехал президент Украины Виктор Янукович, и по его поручению из государственного бюджета были направлены значительные суммы, начались работы - укрепили дамбу, стали вывозить токсические отходы. Еще можно отметить четкую работу на региональном уровне. Даже тот факт, что председателем райгосадминистрации стал Василь Петрив - эколог и строитель, то есть специалист, который, что называется, «заточен» именно под эту проблему, уже само по себе о многом говорит. И у него, равно как и у областной администрации, имеется собственная концепция решения проблемы, куда менее затратная для государственного бюджета, чем все предыдущие. Так что есть надежда, что ситуация сдвинется с мертвой точки.
КОМПЕТЕНТНО
Спасти Калуш от бедствия - реально
Василий ПЕТРИВ, председатель Калушской райгосадминистрации:
- Экологические проблемы Калуша и района можно решить только тогда, когда будет возобновлено производство калийных удобрений. Мероприятия, которые проводятся сейчас в Домбровском карьере, носят временный характер. Даже когда эти работы будут полностью завершены, останется одна проблема - количество рассолов ежегодно будет расти на три миллиона кубометров. Таким образом, за три-четыре года рассолы дойдут до водоносных горизонтов, создадут давление и начнут вытеснять пресную воду. Поэтому альтернатив нет - у нас будет калийное производство.
Запасы калийных удобрений в Калушском районе составляют 408 миллионов кубометров. Если в Советском Союзе при наибольшей интенсивности мы добывали в год 2,5 миллиона кубометров, то данных запасов нам хватит почти на 200 лет. Инвесторы понимают эту перспективность, поэтому будут идти сюда. Завод мы должны построить на протяжении трех лет и максимально близко к сырьевой базе. Рассолами из Домбровского карьера будем растворять руду, чтобы не тратить пресной воды. Ко всему прочему это еще и 4 тысячи новых рабочих мест.
И я думаю, что завод не только сможет решить экологическую проблему, но и принесет серьезные поступления в бюджет. Так что лет через пять Калушский район из дотационного станет полностью самоокупаемым.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Экономика Прикарпатья оживает после кризиса
Как растет производство в регионе в нынешнем году в сравнении с прошлым:
Отрасль / 1 квартал 2011 *
Промышленность (в целом) 128,1
Перерабатывающая промышленность 152,4
Грузоперевозки 144,3
Строительство 132,1
Производство электроэнергии, газа, воды 112,2
Добывающая промышленность 103,1
Агропромышленный сектор 111,7
Крупные агропромышленные предприятия 148,7
Птицеводство 141,6
Животноводство 118,2
Экспорт товаров за пределы Украины 320,0
Заработная плата 112,2
*) в процентах к 1 кварталу 2010 года, По данным Управления статистики Ивано-Франковской облгосадминистрации.
Источник: http://kp.ua/daily/
Комментировать | | Обсудить на форуме |