Методов манипулирования массовым сознанием сегодня существует масса – это и внушение, и замалчивание фактов, и создание лжесобытий, их мистификация и еще великое множество самых изощренных форм лишения человека самостоятельного выбора.
Самым мощным и действенным способом манипуляции является игра на страхах людей. Экологическая тематика открывает заинтересованным лицам чрезвычайно широкий простор для разного рода спекуляций. Так случилось, что именно асбест стал объектом одной из них.
Разный асбест
Этот лозунг используют сторонники запрета асбеста, так называемое "международное асбестовое лобби". Их главная цель – добиться полного запрета этого минерала во всем мире. 29 марта в Киеве состоялась Международная экспертная конференция по химической безопасности и Роттердамской конвенции. Ее организаторами выступили неправительственные организации – Всеукраинская экологическая общественная организация "МАМА-86" и западная сеть неправительственных организаций "Женщины в Европе за общее будущее" (WECF). Деятельность "МАМА-86" официально началась в 2001 году, сегодня эта организация занимается содействием демократизации украинского общества и прозрачному осуществлению экологической политики. "МАМА-86" осуществляет тематические исследования и широко распространяет их результаты, проводит кампании общественного диалога для лоббирования и интеграции экологических требований к политике экономического развития.
Каким образом вторая организация – международная сеть "Женщины в Европе за общее будущее", стала со-организатором столь крупной конференции в Украине – совершенно непонятно. Видимо, женщин в Европе особенно волнует судьба жителей Украины. Вполне возможно, что в планах этих женщин построить общее будущее именно с нами.
Так или иначе, то, чего, по сути, добиваются эти две организации, а вместе с ними их другие единомышленники – полного запрета на производство и использование опасного асбеста, уже давно произошло.
Это случилось в 70-х годах XXвека в Западной Европе. Дело в том, что в Великобритании и Германии основу производства стройматериалов долгое время составлял амфиболовый асбест, импортируемый их Южной Африки и Австралии. Его бесконтрольное использование привело к массовым онкологическим заболеваниям у тех, кто работал непосредственно на производстве или жил в помещениях, построенных с использованием амфибола. Отголосками тех "лихих" времен стал недавний скандал с абестовыми магнатами из Италии, которые, будучи владельцами асбестоцементного завода, пренебрегали всеми нормами охраны и гигиены труда, в результате чего от асбеста пострадали тысячи работников этих предприятий. Совершенно заслуженно этим магнатам дали срок 13 лет тюремного заключения.
Но печальный европейский опыт использования амфиболового асбеста не должен стать поводом к введению полного тотального запрета на использование другой разновидности минерала – хризотила. По словам эксперта Конференции, Александра Серкина, Главы Ассоциаций "Украинское хризотиловое объединение", "в последнее время мы наблюдаем, что некоторые страны, в угоду своим политическим и экономическим желаниям внести неугодное только им вещество в запрещенный список Роттердамской конвенции, пытаются изменить ее суть и основные принципы. Это не допустимо. Мы считаем, что именно благодаря мудрым действиям секретариата Роттердамской Конвенции, такие попытки не проходят". "Что касается асбеста, - продолжил господин Серкин, - то я бы хотел напомнить, что все виды амфиболового асбеста уже вошли в Приложение №3 (запрещенный список – прим.автора), и это абсолютно обосновано. Но попытки внесения хризотилового асбеста любой ценой, меня возмущают".
Против необоснованного запрета высказался другой участник Конференции Владимир Витер, и.о. директора Комитета по вопросам гигиенического регламентирования Минздрава Украины. "Для запрета асбеста в Украине должны быть веские причины и научно обоснованные утверждения". Проблема не в материальной или экономической заинтересованности, нам нужны научно обоснованные незаполитизированные данные", - отметил эксперт.
Вернемся к методам манипулирования. Очевидно, что в данном случае сторонники запрета спекулируют на названии минерала, ведь асбест – это коммерческое (товарное) название группы волокнистых минералов, которые имеют совершенно разное химическое и минералогическое строение, а, значит, и степень воздействия на организм человека также различна. Сторонниками запрета асбеста не принимаются во внимание данные Всемирной организации труда, в пункте 10 Глобального плана действий по охране здоровья рабочих на 2008-2017 гг. (60-я Сессия), декларировала применение дифференцированного (или раздельного) подхода к различным типам асбеста, а также Конвенции №162, принятой Международной организацией труда, которая устанавливает принцип контролируемого использования хризотила.
Хризотиловая промышленность
Сегодня хризотил-асбест используется более чем в 60 странах мира, население которых превышает 2/3 населения земли, включая Украину, Россию, Казахстан, Бразилию, Китай, Канаду и другие. За более чем 100-летний опыт использования хризотила в странах СНГ, где сосредоточено 12 месторождений, и на которые приходятся более 50% мировой добычи хризотила, негативного влияния этого минерала на население не было.
Основная продукция асбестоцементных предприятий - листы асбестоцементные волнистые (шифер) и асбестоцементные трубы. Среди кровельных материалов, используемых в настоящее время, асбестоцементный шифер составляет около 50 млн. кв.м., что составляет 80% всех скатных кровель в Украине. Отрасль производит продукции на основе хризотила в среднем на 1 млрд. грн. в год.
Шиферная крыша – одна из наиболее часто встречаемых видов кровли в Украине. Если верить словам сторонников запрета асбеста, каждый, у кого над головой шифер подвергает себя опасности вдыхания волокон.
Очевидно, что если бы так было в действительности, в Украине, России, Казахстане была бы зафиксирована повальная заболеваемость раком легких и мезотелиомой, причем среди широких масс населения. На конференции Представители ГУ "Институт медицины труда АМН Украины" озвучили официальные данные своих эпидемиологических исследований, которые ведутся с 2005 года и посвящены контролю гигиенических условий труда, изучению состояния здоровья работников на асбестоцементном производстве Украины, разработке мер профилактики профессиональных рисков здоровью. Как показали исследования глубиной в 17 лет и охватом в 45 700 человек – "среди работающих не выявлено ни одного случая заболевания злокачественной мезотелиомой, которая является признанной во всем мире маркерной патологией для экспозиции асбестом". И это данные по работникам асбестовых предприятий, то есть тем, кто сталкивается с хризотилом каждый день, что говорить о простых жителях, которые пользуются конечными продуктами на основе хризотилового сырья.
О том, что из шифера объективно не может выделяться волокно в том количестве, чтобы подвергнуть риску людей, рассказал на конференции Александр Серкин. По его словам, "содержание хризотила в строительных материалах на его основе составляет всего 11%. При химическом процессе с цементом хризотил как бы замолачивается в цементную матрицу и не способен выделяться в окружающую среду при воздействии воды, солнца, ветра, физических разрушений". Кроме того, проводились исследования, которые показывают, что в зданиях, при строительстве которых использовались асбестоцементные материалы, уровни содержания волокон асбеста, как минимум, на порядок ниже установленной предельно допустимой концентрации (ПДК) и не зависят от сезона года. При этом на различных объектах исследований волокон асбеста не обнаруживалось в 30-70% наблюдений.
"И одно волокно убивает"
Это излюбленное выражение сторонников запрета асбеста воздействует на эмоции и страхи людей с должной силой. Асбестовая истерия, которая началась в Европе после использования амфиболовой группы асбеста, стимулируется еще больше этим лозунгом, провоцируя людей бояться за свою жизнь даже просто при слове "асбест".
На самом деле этот лозунг абсолютно абсурден, и это понимают те, кто хотя бы немного разбирается в асбестовой тематике. Волокна асбеста присутствовали в окружающей среде еще задолго до того, как началось его промышленное использование. Они появляются в воздухе из-за вполне естественной эрозии горных пород. Каждую минуту, обычный человек вдыхает около 10 литров воздуха. Вне зависимости от того живет он в городе или в сельской местности, вместе с одним литром воздуха к нему в легкие попадает одно волокно хризотила (возможно больше или меньше в зависимости от его местонахождения). И это нормальный уровень концентрации, который не может причинить вреда организму человека.
На что меняем?
Подводя итог, безопасная при контролируемом использовании разновидность асбеста – хризотил, исследуется уже на протяжении нескольких десятков лет украинскими и зарубежными учеными. На основании научных подтвержденных данных представителями Международной организации труда был сделан вывод о безопасности хризотила при соблюдении всех правил гигиены труда на предприятиях по его добыче и переработке. Представитель Минздрава Украины Владимир Витер подчеркнул на Конференции, что перед тем, как запрещать что-то, "нужно иметь альтернативу тем материалам, которые мы хотим запретить".
Эксперты Международного агентства по исследованию рака (МАИР) озаботились этим вопросом в 2005 году, проведя оценку канцерогенного потенциала заменителей хризотилового асбеста. И их заключение было следующим – безопасных волокон среди природных и искусственных волокон, которые используются сегодня в промышленности, не найдено. А, значит, отказываясь от хризотила, мы совершенно точно не знаем, какие именно последствия ждут нас от использования его заменителей.
Источник: http://kp.ua/
Комментировать | | Обсудить на форуме |