С апостольских времен Пасха празднуется всю неделю, если быть точными - восемь дней, которые называют Светлой пасхальной седмицей.
Она длится с дня Христова Воскресения до Фомина воскресения, названного по имени апостола Фомы - ученика, который потребовал доказательств воскресения Спасителя. Того самого апостола, именем которого назван журнал "Фома в Украине". Вместе с его авторами "КП" продолжает рассказывать о светлом празднике Пасхи.
"Христос воскрес!" - такими словами передавали друг другу радостную весть ученики Спасителя. На протяжении недели воскресший Спаситель несколько раз являлся им, прежде чем все они действительно уверились в произошедшем. Последним эпизодом в этой череде явлений стала встреча Христа с апостолом Фомой, который сомневался в воскресении Господа дольше всех.
Фома не был свидетелем первой встречи апостолов с воскресшим Спасителем, а потому не поверил в случившееся. "Не поверю, пока не увижу Его и Его ран, не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его", - заявил он. Господь исполнил его просьбу, придя к ученикам еще раз, дабы продемонстрировать Фоме свои раны.
Иисус Христос опять внезапно явился среди своих учеников со словами: "Мир вам!" Затем, обратившись к Фоме с ласковым упреком, Господь сказал: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим". Внезапное явление Христа и слова, сказанные им Фоме, до глубины души потрясли сомневающегося ученика, и он воскликнул: "Господь мой и Бог мой!"
Тогда Христос, устремляя мысль свою к будущему и имея в виду всех тех, кто по примеру Фомы будет сомневаться и отвергать подлинные свидетельства апостолов, сказал Фоме: "Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие".
Почему Спаситель приходит к Фоме, а не к тем, кто распял его, кто так же, как Фома, не верил в его предстоящее торжество? Почему Он открылся немногим, а не пошел на городскую площадь, не объявил о случившемся в храме? Чтобы понять это, зададим другой вопрос: а что мы знаем об апостоле Фоме, удостоившемся милости, которой не получила остальная Иудея?
Евангелие говорит о нем как о решительном и горячем человеке. Услышав в свое время слова Иисуса о предстоящем распятии, он в отличие от других не стал отговаривать его идти в Иерусалим, а воскликнул: "Пойдем и умрем вместе с Ним!"
Видимо, не совладав со своими чувствами, после распятия он не остался с остальными учениками, и поэтому, когда воскресший Христос впервые явился им, Фомы среди них не было. А потом, когда ему рассказали о случившемся, он отреагировал так, как сделал бы это любой другой человек: "Не может быть, вам показалось, вы хотите таким странным образом успокоить меня. Не поверю, пока не увижу". И вот, подумать только, ради него одного Господь приходит еще раз. Он сам показывает Фоме свои раны и разрешает ему осязать их, Сам возвращает назад своего ученика. Апостол Фома подтверждает: для человека, желающего поверить, но не имеющего для этого внутренних сил, дорога в Церковь тем не менее не закрыта.
Уверение Фомы подобно спасению его от смерти. Отпавший от своих братьев, потерявший надежду, но страстно желавший ее обрести, он хотел верить и не мог.
Другие же не верят, но их неверие столь сильно, что они не изменили бы мнения и увидев воскресшего Христа. Даже коснувшись Его ран, убедившись в том, что это действительно Он, люди эти нашли бы происходящему объяснение так же, как прежде находили объяснения всем Его чудесам.
История Фомы - история человека, стремящегося к Богу, противопоставленная тем, кто идет в обратную сторону, или тем, кто стоит на месте. Именно он получает великую милость от Господа.
Светлая седмица - это первые семь дней празднования Святой Пасхи - от Воскресения Христова до Недели Фоминой. В эти дни отменяется пост в среду и пятницу, а церковные богослужения - особенно радостные, хотя и непродолжительные.
Каждый день после литургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. Причем звонарем может стать каждый желающий.
Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где "времени уже не будет" (Откр. 10, 6).
Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием: "Христос Воскресе!" - "Воистину Воскресе!"
Источник: http://kp.ua/
Комментировать | | Обсудить на форуме |