28 июня Украина отпраздновала День Конституции. По идее Основной закон должен гарантировать украинцам выполнение их конституционных прав. В том числе - права на труд. Правда, это актуально далеко не для всех категорий украинских граждан.
Возраст как инфекция, которой стесняются
Одна из самых уязвимых категорий в этом плане - женщины после сорока лет. Это только в песне поется, что в сорок пять - баба ягодка опять. В жизни все не так гладко.
Женщины, рискнувшие найти работу после сорока, знают, как мучительно порой отвечать на вопрос работодателя "Сколько вам лет?" Даже если он сопровождался вежливым "простите". Потому что любую цифру за "сорок" претендентки на должность произносят почти дрожащим голосом. Зная, что за этим последует. Такое же вежливо учтивое: оставьте свое резюме, мы рассмотрим и непременно вам позвоним. И, как говорится, точка. Даже не многоточие. Дальше - снова резюме, собеседование, ожидание и разочарование. И бесконечное унижение.
Работодатели, особенно руководители успешных компаний, даже не скрывают, что женщин после сорока берут с большой неохотой. И находят массу причин, чтобы отказать. Разве что женщина окажется со сверхъестественными талантами или обладательницей редчайшей профессии. К примеру, переводчицей языка какой-либо народности, обитающей в низовьях Амазонки. Но таких женщин, знающих себе цену, на собеседованиях редко встретишь. В основном после сорока соискательницы на ту или иную должность пополняют особо уязвимую категорию безработных. Или соглашаются на обслуживающие должности - секретарей, администраторов, для которых на самом деле даже высшего образования не требуется. А ведь у многих из них есть одно, а то и два высших образования.
Чем руководствуются рекрутеры, просматривая резюме кандидата на место работы, если пол у него - женский, а возраст - средний? Самая распространенная и весьма ошибочная причина отказа, что по собеседованиям рыщут неудачницы, вылетевшие с предыдущего места работы. Значит, рассуждают работодатели, были на то веские причины. Иначе кто же станет рисковать, когда в стране такой высокий уровень безработицы? И дальше идут вариации на тему, почему она пришлась не ко двору на последнем месте работы. Наверняка, или профнепригодность, или склочность, или болячки донимают, или постоянно опаздывает. Им и в голову не придет проанализировать тенденцию, когда предприятия и фирмы закрываются из-за элементарного банкротства. И тогда безработными становятся все сотрудники компании.
Так или иначе, взять на работу женщину после сорока они не рискнут, мотивируя тем, что такой "балласт" только навредит репутации. Они всегда предпочтут мужчину или более молодые кадры с надеждой на их перспективный рост.
Даже новый законопроект "О занятости населения", который запрещает дискриминацию в вопросах пола и возраста, работодатели готовы обойти. Причем вполне цивилизованно. Ведь всегда можно организовать кастинг среди соискателей и доказать, что все "предельно честно".
Подавляющее большинство рекрутеров считает, что отдача от деятельности женщин сорока-пятидесяти лет ничтожна. У них, дескать, мысли повернуты в сторону пенсии: как бы доработать до заслуженного отдыха? Тот факт, что нынче возрастные границы пенсии расширены, мало кого убеждает.
И еще один аргумент, который срабатывает при отборе кандидата на имеющуюся вакансию. Как правило, возрастной ценз современных руководителей фирм не превышает 35 лет. В силу своих убеждений они полагают, что "взрослые тетечки" будут чувствовать себя неуютно в молодом коллективе. То, что у таких "тетечек" огромный профессиональный опыт, который может послужить на благо компании, в расчет не берется. Срабатывает и определенная доля страха: как руководить людьми, гораздо старше самого руководителя? И потенциальной сотруднице отказывают еще на стадии рассмотрения резюме.
По мнению работодателей, людей после 40 лет не так просто перестроить на новые методы работы, их пугают технические средства для работы, они слабо владеют компьютером и Интернетом. И это тоже пополняет ряды отказников.
Все это вкупе и создает почти отрицательный образ крайне неуверенной в себе женщины, которая по тем или иным причинам оказалась без работы. И в попытке обрести ее вновь утверждается в мысли, что ее поезд ушел.
Сейчас при содействии нардепа Игоря Лысова готовятся пилотные проекты "Центров занятости для женщин".
Поздно выяснять, надо делать!
Экономическая активность наших соотечественниц вдвое ниже, чем у мужской части населения. Каждая пятая повседневно работает в домашних хозяйствах, а значит, крайне пассивна в экономическом плане. Последствия пенсионной реформы для этой категории - если не полная катастрофа, то крайне угрожающий факт. Они попросту не будут иметь необходимого трудового стажа и в систему пенсионного страхования не впишутся. Такая же участь постигнет и тех, кто работает в неформальном секторе. Эксперты подсчитали, что 40% женщин в возрасте 15 - 70 лет фактически исключены из официального рынка труда. Соответственно, безработных женщин в Украине традиционно больше, чем безработных мужчин. По статистике - почти на 45 тысяч.
Можно бесконечно долго дискутировать, что нужно сделать в сфере равенства мужчин и женщин, но важнее увидеть цель, к которой нужно прийти. Изменить роль женщины, приблизить ее к лучшим мировым образцам.
Для этого не нужно изобретать велосипед. Народный депутат, президент благотворительного фонда "Рідне місто моє" Игорь Лысов вынужден констатировать, что столкнулся с этой проблемой, когда пообщался с жительницами Голосеевского района столицы. Оказалось, что проблема занятости прекрасной половины человечества, которым 40 и больше лет, входит в пятерку самых актуальных.
"Государство пытается решить эту проблему, делает первые робкие шаги. Частично решает проблему Закон "О занятости населения". При надлежащем контроле он запретит дискриминацию полов. Например, работодателям будет сложно отказывать в приеме на работу, ссылаясь на пол и возраст. Но этого мало. Нам нужно навсегда искоренить такое понятие, как дискриминация по половому или возрастному принципу", - считает Игорь Лысов.
По его мнению, право на труд - это конституционное право любого человека. В том числе женщины после определенного возраста. И если работодатели по каким-то причинам не могут или не хотят брать эту уязвимую категорию на работу, значит, необходимо ввести квоты на должности для женщин, как это сегодня происходит во многих странах Европы. Сейчас при содействии Игоря Лысова готовятся пилотные проекты "Центров занятости для женщин" с участием государства, работодателей и негосударственных организаций. Их цель - всячески поощрять желание женщин переквалифицироваться. Не ради того, чтобы обучиться еще какому-то ремеслу, а чтобы с новыми навыками найти достойную, прилично оплачиваемую и совершенно официальную работу.
Кроме того, фонд организовывает клубы для домохозяек, где женщины, особенно после сорока, могут приобрести не только новые навыки, но и уверенность в себе, новые стимулы для самореализации. "После сорока жизнь не заканчивается, - говорит Игорь Лысов. - Вернуть экономике квалифицированные кадры, а женщинам - уверенность в завтрашнем дне - наша главная задача".
А это дорогого стоит, ведь помогает женщинам найти поддержку и избавиться от мысли, что трудно или почти невозможно найти работу после сорока лет.
Источник: http://kp.ua/
Комментировать | | Обсудить на форуме |