Ольга Чечеткина, журналист-международ-ник, работавшая в "Комсомольской правде" с 1942 по 1949 год, в своих дневниках, которые хранятся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), вспоминала коллег, работавших в "КП" в военные годы. Кто-то из них погиб, кто-то остался жив. Она записала интересный рассказ журналиста "Комсомолки" с многолетним стажем Семена Нариньяни о том, как тот начинал работать в редакции под руководством "короля репортажа" Михаила Розенфельда.
- Однажды Миша говорит: "Неплохой ты парень, Семен, но какой ты репортер, если еще не взял ни одного интервью? Вот если ты возьмешь интервью у Сталина, я признаю тебя целиком".
Семен потерял покой и наконец решился. Надо сказать, что в то время (начало тридцатых годов) у Сталина, как у секретаря ЦК партии, были приемные дни и часы. И еще одно: ЦК ВЛКСМ помещался в одном здании с ЦК партии, хотя вход в ЦК комсомола был с Малого Черкасского переулка. В одно прекрасное утро Семен отправился в ЦК Комсомола (туда вход был без пропусков), оттуда прошел в приемную Сталина и попросил секретаря записать его в этот день на прием к Сталину для интервью "Комсомолке". Естественно, ему было сказано, что Сталин не сможет его принять.
Огорченный до отчаяния ("не сумел!") парень решил все-таки не отступать. Рассчитав, что через несколько минут Иосиф Виссарионович должен пройти через эту приемную, он вышел и решил подстеречь Сталина в лифте. Задумано - сделано! Войдя в лифт, однако, он сообразил, что Сталина может перехватить кто-нибудь другой. Что же делает прилежный ученик Розенфельда? Он начинает ездить в лифте вверх-вниз. Это немедленно привлекает внимание охраны. Трудно сказать, чем бы кончились эти подъемы и спуски, если бы при очередной остановке внизу дверцы не раскрылись и в лифт не вошел сам вождь. Семен, хотя он и искал этой встречи, окаменел. "Вам, молодой человек, куда, вверх?" И тут произошел исторический для Семена диалог:
- Да мне, да я… А я к вам, Иосиф Виссарионович! Мне нужно взять у вас интервью для "Комсомолки". А ваш секретарь говорит (тут в его голосе зазвучала обида), говорит: "Товарищ Сталин занят!"
- Правильно говорит (Иосиф Виссарионович слегка улыбнулся), правильно, товарищ Сталин занят.
В эту секунду лифт остановился. Кто-то из охраны мгновенно открыл двери, и Сталин ушел. Тем же путем, как он это делал уже несколько раз, поджидая Сталина, журналист спустился вниз.
В полном отчаянии Семен пришел в редакцию. Он сидел за пустым столом с пустыми "потусторонними" глазами, когда пришел Миша Розенфельд, король и шеф репортеров.
- Что с тобой, Сенечка?
- Не выйдет из меня репортера.
- Что такое, почему?
- Не сумел я уговорить Сталина на интервью.
- Уговорить Сталина? - подскочил Розенфельд.
И тогда Семен рассказал, что произошло этим утром.
- Ну Семен, ну Сенька! Будешь ты настоящим репортером, будешь королем репортажа!
И Нариньяни действительно стал королем, только не репортажа, а фельетона.
Самое примечательное в этом рассказе из предвоенной жизни - на втором, казалось бы, плане: любопытна даже не технология профессиональной работы, хотя задумке репортера могут позавидовать даже современные папарацци. Куда интереснее нравы, царившие тогда среди советской партийной элиты. Если вождь запросто и в одиночку ездил в лифте с незнакомым человеком, а пройти в ЦК ВКП(б) можно было в общем-то без особых усилий...
Это уже потом они "забронзовели"...
Отдел кадров
Михаил РОЗЕНФЕЛЬД родился в 1906 году в Полтавской губернии. С 1925 года работал в ленинградской газете "Смена", а потом в "Комсомольской правде". Розенфельд был человеком фантастического и разнообразного таланта. За свои неполных 36 лет он написал сотни репортажей, побывал во всех довоенных горячих точках - от КВЖД до Испании, Халхин-Гола и Финляндии. Во время гражданской войны в Испании прославился тем, что в 1938 году пробрался к осажденному Мадриду. А еще он писал научно-фантастические романы, пьесы, очерки и рассказы. Розенфельд участвовал в спасении челюскинцев и в путешествиях по пустыням Гоби и Кара-Кум, был награжден орденом Трудового Красного Знамени за подвиг во время спасения экипажа затонувшего в Баренцевом море ледокола. Именно Розенфельд был прообразом героического репортера Мишки Вайнштейна из снятого в 1943 году фильма "Жди меня" по сценарию Константина Симонова и репортера Ханина из картины Алексея Германа "Мой друг Иван Лапшин". Погиб он 27 мая 1942 года под Харьковом во время танковой атаки немцев.
Семен НАРИНЬЯНИ (НАРИНЬЯНЦ) - советский журналист и драматург. Работал в "КП" с 1925 по 1952 год. В 1945 году передавал для "Комсомолки" репортажи с Нюрнбергского процесса. Считается классиком советского фельетона. Скончался в 1974 году, похоронен на Переделкинском кладбище.
Редакция благодарит сотрудников РГАСПИ за помощь в подготовке материала.
Источник: http://kp.ua/
Комментировать | | Обсудить на форуме |