Слово из трех букв заменили на Укргосреестр, но лучше не стало.
СБЫЛОСЬ НЕ ТАК, КАК МЕЧТАЛОСЬ После введения с 1 января 2013 года нового порядка госрегистрации прав собственности на недвижимое имущество у украинцев возникли нешуточные проблемы. В отделениях Государственной регистрационной службы Украины выстраиваются очереди, а регистраторы попросту не справляются с потоком желающих внести информацию в Единый госреестр или получить выписку. Виноватого в бардаке нашли быстро. Им оказался глава Укргосреестра Леонид Ефименко, теперь уже бывший. Спустя месяц авральной работы новой службы Николай Азаров инициировал увольнение ее руководителя. - Все было хорошо задумано, но как выполняется? – возмутился премьер. - Я недоволен ошибками, а иногда и очевидными организационными просчетами во время внедрения новой системы. Почему с самого начала для людей были созданы определенные неудобства? Кто мешал избежать их сразу же? Напомним, что по задумке чиновников, в Госреестре все должно было работать по принципу "единого окна", что означает возможность получить все справки в одном месте. Теоретически это должно было искоренить коррупцию и облегчить жизнь украинцам, однако на практике вышло по-другому. НАЗАД, НА НАСИЖЕННЫЕ МЕСТА
Корень всех бед правительство увидело в том, что как в столице, так и в областях, центры регистрации открылись в плохо приспособленных и труднодоступных для граждан местах. Кроме того, люди были плохо проинформированы о месте и времени работы центров регистрации, в результате чего возникали громадные очереди. Если вся беда действительно в "труднодоступных местах", то инициатива Кабмина вернуть госрегистраторов в помещения БТИ, на первый взгляд, выглядит вполне логично. Однако эксперты уверяют: очередной переезд никак не повлияет на сложившуюся ситуацию. По мнению руководителя Всеукраинской ассоциации БТИ Дмитрия Павленко, попытка рассадить регистраторов в БТИ объясняется всего лишь желанием прикрыть просчеты в создании новой системы. - Минюст пытается восстановить ранее налаженную, а затем им же и разрушенную инфраструктуру государственной регистрации прав собственности на недвижимость, - говорит эксперт. – Кроме того, Министерство в лице Укргосреестра хочет получить прямой доступ к инвентарным делам, а впоследствии и полностью взять под контроль БТИ. Дмитрий Павленко утверждает: сегодня работа Укргосреестра вообще построена таким образом, что избежать очередей невозможно. Для того, чтобы регистратор смог провести всю работу за 14 дней, он должен как минимум не отвлекаться на прием заявлений. На деле же сотрудник фактически весь рабочий день только приемом и занят! - В отделениях Укргосреестров, не успевая обслужить всех желающих, идут на уловки, - продолжает глава Ассоциации. – Например, берут заявление у клиента, но не регистрируют его, обещая сказать, приняли они заявление или нет, через месяц. В одном из отделений Волынской области люди записываются на прием уже на июнь. Кроме того, распространилась практика "устных отказов" - это когда вам на словах предлагают зайти через две недели или через месяц. Люди просто не знают, что по этому факту они сразу должны идти в прокуратуру и писать заявление. Выстояв очередь, вполне можно услышать: "Приходите через две недели!"
НОТАРИУСЫ БЕРУТ ПЛАТУ ЗА РИСК Эксперты говорят, что если для рынка новостроек практически ничего не изменилось, то владельцам "вторички" не позавидуешь. - Поскольку БТИ продолжает заниматься первичной технической инвентаризацией квартир (то есть при сдаче нового дома), то все они внесены в электронный реестр, так что неудобств не возникает, - пояснил "КП" директор консалтинговой компании "Канзас" Владислав Мишук. – Другое дело, что в электронные реестры внесено порядка 30% всей недвижимости, отсюда и проблемы. Кто стал "крайними" во всей этой истории, так это нотариусы. Теоретически при заключении сделки они имеют право сделать запрос в БТИ, однако по закону бюро вовсе не обязаны передавать кому-либо сведения, содержащиеся в инвентарных делах и прочей архивной документации. Итог налицо: если до "новшеств" нотариус удостоверял в день 10-15 сделок купли-продажи недвижимости, то сейчас – 1, максимум 2. По словам Павленко, сегодня многие нотариусы боятся ввязываться, ведь "правила игры" еще понятны не до конца, а за незаконное совершение нотариальных действий им грозят жесткие санкции. При таком раскладе они предпочли бы переждать время перемен, но у Минюста есть рычаг управления – лишение лицензии. Так что нотариусы скрепя сердце работают, но поднимают цены, пытаясь возместить собственные риски. Так, если в прошлом году за оформление сделки клиент оплачивал регистрационные действия (72,50 грн.) и процент от сделки, то сегодня только официальная плата выросла до 700 грн., а сами нотариусы за свои услуги берут 2-3 тыс. грн. Сказать, когда все названные проблемы разрешатся, эксперты не могут – слишком сырым и непродуманным оказался закон. Недаром с самого начала предполагалось, что изменения в него будут вноситься в процессе работы вплоть до 1 января 2014-го. ВАЖНО Поскольку БТИ продолжает заниматься первичной технической инвентаризацией квартир (то есть при сдаче нового дома), то все они внесены в электронный реестр, так что неудобств не возникает. Проблема в том, что в электронные реестры внесено около 30% всей недвижимости, ответственность за остальные сделки полностью лежит на нотариусе.
Источник: /kp.ua/
Комментировать | | Обсудить на форуме |