Эксперты заявляют, что генно-модифицированные организмы в Украину из других государств ввозятся через семена растений
В настоящее время среди специалистов нет единого мнения об опасности, которую для человеческого представляют организма генно-модифицированные организмы (ГМО). Некоторые эксперты считают, что производство и распространение продукции с ГМО подлежит государственному регулированию. Другие заявляют о том, что, пока не доказан вред генно-модифицированных организмов на человека, бояться таких добавок не стоит.
Так, заведующий лабораторией спецпродуктов и эпидемиологии питания Института гигиены и медицинской технологии им. Марзеева Виталий Корзун рассказал корреспонденту «Багнета», что повышенной опасности в продуктах с ГМО нет.
«Проблема ГМО очень раздута. На сегодняшний день никто, подчеркиваю – никто - не доказал вредность ГМО для человека. Поэтому нельзя так резко ставить вопрос: «Украина без ГМО». Не получится запретить содержащий ГМО картофель, кукурузу, сою, невозможно запретить все эти продукты, которых у нас так много…
ГМО – всего лишь один из возможных факторов вредного влияния на человека. Сегодня в продуктах питания настолько много других вредных добавок и токсикантов (нитраты, нитриты, тяжелый свинец, радионуклиды, запрещенные пестициды). Но почему внимание обратили только на генно-модифицированные добавки, почему продукты должны маркироваться именно по признаку «без ГМО»? Ведь логотипом «без ГМО» производители теперь маркируют даже воду, подсолнечное масло, практически стерильные продукты, в которых ГМО и быть не может! Мы же доходим до маразма», - заявил Корзун. По мнению эксперта, маркировать генно-модифицированные продукты можно, однако такая маркировка должна быть выборочной. Лабораторий для исследования продуктов на ГМО в стране мало, поэтому с маркировкой связанно много спорных вопросов: «Производители лепят на продукты этикетки «без ГМО». А кто исследовал эти продукты? Кто судья? Если бы в нашей стране было не 2, а 22 или даже 30 лабораторий, то для того, чтобы исследовать все образцы продуктов, им потребовалось бы 10 лет!», - отмечает Виталий Корзун.
Между тем генетики смотрят на ГМО несколько иначе. Так, заведующий лабораторией молекулярной генетики Института клеточной биологии и генетической инженерии НАН Украины Богдан Моргун отмечает, что технология применения ГМО имеет и положительные, и отрицательные стороны. «Среди отрицательных факторов – пищевая аллергия, замеченная у людей, употребляющих продукты с ГМО. Однако явление пищевой аллергии – очень распространенное, аллергия очень часто встречается у людей по разным причинам. Поэтому маркировка ГМО все-таки имеет большое значение. Человек должен знать, что он покупает, и выбирать продукты, которые ему нужны», - подчеркивает Моргун. По его словам, в Институте клеточной биологии и генетической инженерии не так давно проводились исследования, связанные с ГМО: «В Киеве мы собрали 100 образцов кукурузы, которые проверили на генные организмы. 2 образцы были позитивные. Они найдены в семенах, а не в муке. Мы провели еще один тест – на устойчивость семян к гербицидам. Высеяли 20 различных образцов семян кукурузы и обработали сильным гербицидом… Некоторые растения выжили. Сейчас мы исследуем, почему они выжили. Но мы уверены, что в отдельных образцах мы найдем ГМО. Поэтому можно говорить о том, что существует несанкционированный поток передачи ГМО в Украину с других государств через семена. Тенденция несанкционированного потока точно есть».
По словам экс-министра экономики Украины Богдана Данилишина, сейчас в нашей стране существует 28 лабораторий (в т.ч. 17 – в системе МОЗ), которые способны выявлять в продуктах ГМО. «Проблема ГМО в Украине существует и про нее нужно говорить… Изучением этой проблемы должна заниматься Национальная академия наук Украины. Она должна изучать и давать оценку продукции с содержанием ГМО… Я уверен, что контроль за содержанием ГМО обязательно должен усиливаться», - заключает Данилишин. Однако данные экс-министра расходятся с данными экспертов. Так завлаборатории Института гигиены и медицинской технологии им. Марзеева Виталий Корзун отметил, что в системе МОЗ существует не 17, а всего 2 лаборатории, способных тестировать продукты на содержание ГМО.
Для справки:
17 декабря 2009 года Верховная Рада Украины ввела обязательную маркировку продуктов питания на предмет содержания в них генно-модифицированных организмов (ГМО). Также, согласно требованию, введенному предыдущим правительством, отметка о ГМО должна стоять на каждом продукте, содержащем такие организмы. Сразу после введения данного требования отечественные СМИ сообщили, что фактического контроля за соблюдением прописанной правительством и Радой нормы со стороны Госпотребстандарта нет, поскольку на лабораторные исследования продуктов не выделены материальные средства.
30 марта 2010 года Верховная Рада отказалась принять законопроект №6001, который бы позволил ограничить обязательную маркировку продуктов питания по содержанию в них ГМО только для продукции, в которой уровень ГМО превышает 0,9%. В случае принятия законопроекта был бы запрещен оборот продуктов, этикетка которых не содержит информацию о наличии либо отсутствии в продукте ГМО (в виде надписи «с ГМО» или «без ГМО») в случае, если доля ГМО в пищевом продукте превышает 0,9% от общей массы продукта в единице упаковки.
«Багнет»
Комментировать | | Обсудить на форуме |