Известный политолог, экс-заместитель секретаря СНБО рассказал в интервью "КП" о наработках нашей страны в сфере уничтожения химического оружия и пояснил, зачем Украине принимать участие в решении "сирийского вопроса".
На Ялтинской конференции YES в конце сентября президент Виктор Янукович сделал громкое заявление: Украина может помочь в ликвидации химического оружия в Сирии. Еще ранее о такой возможности говорил на одной из пресс-конференций экс-замсекретаря СНБО Дмитрий Выдрин. Он заявил, что у Украины для этого есть все возможности и кадры.
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ
- Дмитрий Игнатьевич, вы были, пожалуй, первым экспертом, кто заявил о целесообразности участия Украины в ликвидации химического оружия в Сирии. Что вас подвигло на такое громкое заявление?
- Сразу уточню: я говорил об участии в ликвидации всех видов отравляющих веществ (ОВ), а не только боевых частей химоружия. Как политолог я интересуюсь всем, что связано с ОВ, так как считаю их самым коварным геополитическим оружием в мире.
- Поясните...
- Ядерным оружием, по крайней мере сегодня, может владеть только мощное государство. На него распространяются международные законы, регламенты, ограничения, необходимы специальные условия хранения... А химическую отраву может использовать любая преступная группировка. Это оружие беспринципных и средство международного шантажа. Уничтожение или хотя бы минимизация такой угрозы - это колоссальный шаг в "дегазации" всех международных отношений. Я уже не говорю о гуманитарной составляющей - спасении миллионов жизней.
- Виктор Федорович Янукович на саммите в Ялте тоже говорил об участии Украины в ликвидации сирийского химического оружия…
- Считаю, что это предложение главы государства носит глобально политический и принципиально новый характер. Это абсолютная геополитическая инновация! И мы можем принять участие в этом процессе уже немедленно, используя наши технологические наработки и кадры. Скажу больше, я был по-настоящему воодушевлен заявлением нашего президента.
"У НАС ЕСТЬ ТЕХНОЛОГИИ, ТЕХНИКА И СПЕЦИАЛИСТЫ"
- Однако не все так воодушевлены, как вы. За последнее время в прессе появились и скептические комментарии на эту тему.
- Прошу прощения за категоричность, но рассуждать в подобном тоне крайне опасно, если не сказать преступно!
- Почему же?
- Это же очевидно! Если мы публично заявляем о том, что современная, технологически продвинутая страна не имеет специалистов, технологий для нейтрализации ОВ, то тем самым провоцируем какие-либо гипотетические силы на шантаж этой страны с помощью химической отравы. Это как говорить насильнику-домушнику, где находится квартира без замка с беззащитными и беспомощными жильцами.
А главное, многие из таких высказываний просто лживы! Еще недавно я работал замом секретаря СНБО Украины и был свидетелем отечественной разработки и испытаний действующей мобильно-модульной установки по переработке одного из самых распространенных типов ядовитой химии на предприятии "Сумыхимпром".
Кстати, это установка по переработке вещества именно того класса, которого сотни тонн в Сирии. Эту установку, мощностью 20 т в сутки, можно было бы переправить в эту страну, чтобы немедленно начать процесс утилизации.
- В прессе пишут, что в Сирии находятся разные типы химического оружия. Установка, о которой вы говорите, может оказаться невостребованной?
- Мы вполне можем участвовать в ликвидации химоружия по всей "линейке". Но надо с чего-то начинать. Приведу факты, с которыми лично сталкивался в бытность свою замсекретаря СНБО Украины.
Факт первый. Как я уже говорил, пять лет назад была не только создана, но и успешно продемонстрирована мобильная установка по переработке меланжа. На испытаниях присутствовали 26 военных атташе из многих стран мира, которые были восхищены технологичностью и эффективностью устройства. Напомню, что меланж - это чрезвычайно ядовитое вещество, которое является компонентом ракетного топлива. Во-первых, его, собственно, можно использовать в качестве токсиканта массового поражения. Во-вторых, и это главное - по международной конвенции все части химической ракеты, включая как боеголовку, так и топливные элементы, относятся к химическому оружию.
Факт второй. Еще в далекие девяностые украинскими химиками и токсикологами, под руководством, если я правильно помню, известного специалиста Шумейко, была разработана технологическая схема детоксикации суперопасных химических веществ. Эта схема включала принципиальную возможность ликвидации всех известных ОВ. Она получила название "биокисные металлсиликагелевые составы" (сокращенно БМСС). На базе этой технологии отрабатывались две схемы: первая - в стационарной переработке токсиканта; вторая - на базе мобильно-подвижной установки.
Все было готово: технология, инженерные планы, уникальные специалисты. Оставалось только провести испытания. Но, как известно, химоружие было вывезено с территории Украины еще в советское время. Не осталось даже микроскопического количества для опытных испытаний.
Факт третий. Параллельно под Киевом известными экологами, под руководством координатора международных программ Валентина Четверякова, были созданы и запатентованы технологические действующие и стационарные мобильные образцы по уничтожению опасных отходов пестицидов, которые в полной мере могут быть использованы и для детоксикации ОВ.
Кстати говоря, многие виды химоружия очень близки по формулам к тем или иным пестицидам. Это своего рода конструктор "лего", где разную "картинку" можно сделать из одних и тех же компонентов. И те, кто могут эффективно уничтожать последние, могут так же эффективно уничтожать и первые, варьируя с температурным режимом, реагентами, фильтрами и средствами защиты. Как шутили в советское время: наша фабрика, которая производит игрушки, вполне способна сделать и автомат Калашникова.
Факт четвертый. Два года назад в украинском МЧС прошли испытания и были сертифицированы уникальные индивидуальные средства защиты от всех видов ОВ. Соответственно, их можно было бы применить для защиты персонала при ликвидации хим-оружия.
Я мог бы назвать и пятый, шестой и так далее факты. Но о них на этой неделе убедительно говорили и бывший премьер-министр Анатолий Кинах, который хорошо знает наши принципиальные возможности; и Георгий Крючков, который много лет возглавлял Комитет по вопросам национальной безопасности и обороны в ВР, и он вряд ли может ошибаться, говоря о наличии у нас соответствующих технологий и специалистов.
И когда я читаю ядовито-ироничные заметки по этому поводу - меня берет оторопь. Я сам люблю ироничную журналистику. Но даже для сарказма есть предел.
ГДЕ РЕШАЮТСЯ СУДЬБЫ МИРА
- Предположим, в технологическом плане убедили. Но, объясните мне лично, зачем Украине со всеми внутренними экономическими, социальными, экологическими, внешнеполитическими проблемами втягиваться еще и в такую, как у нас говорят, халепу?
- Да, некоторые считают, что Украине еще только этого не хватало. После моего первого заявления на эту тему (11 сентября 2013 года на пресс-конференции в "Обозревателе". - Ред.) я получил немало удивленных, негативных, даже оскорбительных комментариев. Поэтому уверенно могу сказать, что сам стал первой жертвой сирийской химической атаки в Украине.
И если говорить о внешней критике, то здесь очевидна ревность крупных геополитических игроков, их нежелание пускать нашу страну на мировой политический уровень, стремление самим осваивать громадные суммы, выделяемые на эти цели международными структурами. А тут еще Украина со своими инициативами…
Но вот с внутренними критиками сложнее. Думаю, что те, кто от оппозиции - просто боятся усиления "политического веса" главы государства, особенно перед президентскими выборами. Одно такое заявление уже вывело его на уровень мировых "политических тяжеловесов" и вернуло нашу страну на внешнеполитическую площадку премиум-класса. Да, это риски, издержки, крутые столкновения интересов. Но если мы хотим быть уважаемой державой, быть в серьезной игре, а не на подхвате, если хотим быть субъектом, а не объектом геополитики, то обязаны присутствовать там, где решаются судьбы мира.
Ну и, конечно, недовольны сейчас те, кто сегодня как бы рядом с президентом, при этом очень хотят избежать лишней работы, дополнительной ответственности и усилий. Слишком много еще во власти людей, которые живут по принципу "как бы чего не вышло". Наверное, им просто уютнее жить в провинциальной стране без здоровых амбиций, дерзости и смелых ответов на мировые вызовы… Так что мотивы критики могут быть разные, но результат будет одинаковым. Отказавшись от такой реальной возможности, Украина рискует утратить шанс заметно усилить свое международное влияние и авторитет. А мне этого бы не хотелось. Но надежда все же есть, поскольку Украина в этом году возглавила исполнительный комитет Всемирной Организации по запрещению химического оружия. И, как заявил наш постоянный представитель при ООН Юрий Сергеев, для Совбеза ООН данная украинская инициатива будет весьма актуальна.
Источник: http://kp.ua/
Комментировать | | Обсудить на форуме |