Сегодня на российском Первом канале покажут заключительную серию фильма о 60-х, который вызвал яростную зрительскую полемику. Не остались в стороне и корреспонденты "КП".
ПРОТИВ: Налил, выпил, в кино
Артем ГУСЯТИНСКИЙ
Человек посидел с приятелем, выпил, поговорил за жизнь, снова выпил, потом выпал из окна. Приятель, не меняя выражения лица, принял весть о смерти товарища, отправился на поминки, где, само собой, опять выпил. За кадром - легкая позитивная музыка, в кадре - крупным планом катушечные магнитофоны и старинные телевизоры.
Сериалом "Оттепель" нам угрожали как главным культурным событием года - мол, готовьтесь, таких эмоций после просмотра российской телепродукции вы еще не испытывали. В качестве веских улик предлагалась команда звездных актеров разных поколений - от Ефремова и Гостюхина до Цыганова и Чиповской. Плюс маститый кинорежиссер Валерий Тодоровский. Именно он накануне премьеры объяснил в интервью "Комсомолке" цели и задачи проекта. Оказывается, режиссер не собирался рассказывать о том, как на самом деле жилось в нашей стране во времена хрущевской оттепели. Это, собственно, ответ тем наивным зрителям, которые ждали скрупулезного воссоздания на экране заявленной в названии эпохи. И вообще, по словам Валерия Петровича, он хотел сотворить миф, стало быть, нельзя шпынять автора за излишки пьющих, курящих и совокупляющихся в кадре героев - в процессе мифотворчества художнику чего только не привидится.
Обидно, что увлеченный реализацией своих масштабных задач режиссер забыл о том, что миф он уже создал, сняв пять лет назад фильм "Стиляги". Никого из зрителей тогда почему-то не смутило то, что персонажи, живущие в Москве середины 50-х, вдруг ни с того ни с сего начинают распевать рок-хиты 80-х, а количество водки и секса в кадре по сравнению с исторической правдой ничтожно мало. И, пожалуй, если и создавать миф, то именно такой, условный по природе своей, как и весь жанр мюзикла. А не пытаться совместить советский производственный фильм о пьянствующих и блудящих кинематографистах с эстетикой артхауса. Впрочем, миф на миф не приходится. И, наверное, у каждого режиссера, даже очень талантливого, в карьере случается своя "Оттепель". ЗА: Отключите рациональное
Сергей ЕФИМОВ
Всегда смешили люди, которые сначала посмотрят кино, снятое современным режиссером о каких-то событиях из прошлого, а потом долго рассуждают о том, как все было сделано неправильно. Если вам очень нужно узнать, как было, купите учебник истории или посмотрите документальный фильм. Потому что любое кино, снятое сейчас, - оно о нас сегодняшних, даже если в кадре динозавры или рыцари.
Тем более если режиссер открыто декларирует антиисторичность. В Москве всегда солнечно, в ней живут исключительно красивые, прекрасно одетые люди, голые модели грустно курят у подъезда в шесть утра, вечера упоительны, а водка журчит так, что хочется немедленно налить и выпить. В жизни так не бывает.
"Оттепель" надо смотреть, отключив в голове все рациональное, любуясь происходящим, как работами импрессионистов. Каждый кадр прекрасен сам по себе, вне сюжета: ты смотришь на Аню Чиповскую, она молчит, но при этом так "играет лицом", что начинаешь волноваться: это точно наше кино, а не украденный с торрентов американский сериал? А что творит композитор?! Ну невозможно же поверить, что всю эту протыкающую насквозь романтику сочинил Константин Меладзе - доселе известный как виртуоз эротического китча, много лет выдающий пошлость за художественный метод.
"Оттепель" - это нежный привет временам, когда снимали "Июльский дождь" и запросто читали стихи на улице. Это побег из опостылевшей, до омерзения рациональной реальности в собственноручно созданный миф, населенный людьми без привычного двойного дна. Там хорошо, но оттуда слишком отчетливо видно себя сегодняшнего. А ты способен каждый день мокнуть у памятника Маяковскому просто потому, что влюбился с первого взгляда?
Нас годами кормили халтурой - многие режиссеры и актеры даже не скрывали, что работают ради денег. В какой-то момент мы даже поверили, что "Глухарь" - выдающаяся работа. И вдруг на нашем безнадежном ТВ появились режиссеры, которым есть что сказать. Тодоровский кричит нам про красоту, любовь, дружбу, искренность - про то, как из робота эпохи десятых снова стать человеком. Просто попробуйте его услышать.
Фото: Russian Look. МНЕНИЕ МЭТРА
Марлен ХУЦИЕВ: "В моем окружении ничего похожего на сексуальную революцию
не было"
- Валерий Тодоровский говорил, что "Оттепель" - это взгляд его поколения на предыдущее, на шестидесятников.
- Молодым свойственно относиться пренебрежительно к тем, кто был до них. Правда, не всегда.
- Этот взгляд на шестидесятников - он с симпатией? Вы довольны тем, как Валерий увидел ваше поколение?
- Нет, я недоволен. Мне кажется, наше поколение было более содержательным - Чухрай, Наумов, Тарковский, многие другие...
- А вы параллелей с реальными героями того времени в фильме не увидели? Марк Захаров, например, нам рассказывал, что режиссер-стажер Егор Ильич внешне чем-то напоминает Тарковского.
- Нет, мне он Тарковского не напомнил. Скорее на среднем плане этот актер похож на Колю Рыбникова (актер, снимавшийся у Хуциева в фильме "Весна на Заречной улице". - Авт.). Не поведением, а чисто внешне, особенно прической. У Коли редели волосы и мы ему примерно такой же чуб накладывали.
- Фильм Тодоровского начинается с эпатирующей сцены: ссорятся главный герой и его девушка, и она в отместку выходит покурить на улицу голой. В шестидесятые происходило нечто, что можно назвать сексуальной революцией, особая легкость в отношениях между мужчиной и женщиной?
- Такие отношения были успешными во все времена, иначе бы не рождались дети и род человеческий прервался. Наверное, существовали компании, где вовсю бурлили подобные "революции", но среди людей, которые меня окружали, ничего похожего не было. Мне трудно рассуждать на эту тему: когда снимаю фильм, я ничего не вижу, помимо того, что творится у меня в кадре и на съемочной площадке. Например, в то время, как мы делали картину "Весна на Заречной улице", у нас главная героиня вышла замуж за оператора. Значит, какие-то отношения у них были. Но я ничего об этом не знал.
Источник: http://kp.ua/
Комментировать | | Обсудить на форуме |