Еще древние греки говорили, что в здоровом теле здоровый дух. Однако верно и противоположное утверждение о том, что здоровый дух благотворно действует на тело, помогает человеку справиться со многими болезнями и недугами.
Главными признаками психического здоровья, по версии классика современного психоанализа Нэнси Маквильямса являются способность любить, работать, играть, легкость в общении, способность быть самодостаточным и самостоятельным в принятии решений, умение видеть свои сильные и слабые стороны, умение восстанавливаться после стресса, наличие и следование системе этических, моральных и ценностных норм и принципов, рефлексия, т.е. умение посмотреть на себя со стороны и т.д.
В более простой редакции психическое здоровье это уважение к себе, умение переживать неудачи, независимость, эффективная борьба со стрессами, забота о других людях, высокий уровень социализации или высокое качество взаимоотношений с другими людьми.
Отсутствие одной или нескольких способностей вызывает у человека стрессовое состояние, неуверенность и тревожность, способные при неблагоприятном развитии ситуации перейти в серьезные психические заболевания.
Настоящим испытанием для психики становятся различного рода войны, конфликты, тяжелое материальное положение, трагическая гибель родных и близких, голод, холод и прочие испытания.
Республика Южная Осетия за последние 25 лет пережила почти все из вышеперечисленного. Поэтому нет ничего удивительного в том, что российские психологи, работавшие в Цхинвале после 2008 года, говорили, что наравне с «афганским» и «чеченским» синдромами впору вводить термин «цхинвальский» синдром.
Югоосетинское общество, пережившее две войны и два геноцида, нуждается в серьезной психологической реабилитации. Однако очень часто вместо реабилитации и помощи со стороны профессиональных психологов на помощь гражданам республики приходят хорошо подготовленные и владеющие навыками манипулирования представители различных сект и нетрадиционных верований.
Человеку, попавшему в их руки, как правило, сразу предлагают пообщаться с живым богом, излечиться от всех болезней, путем целования края его грязного пиджака, заговорить на непонятном языке, познать истину и забыть все, что ему было раньше близко и дорого – Родину, семью и маленького ребенка в себе самом.
При этом взамен у него не попросят ничего, только самую малость – десятую часть зарплаты, переоформление на секту квартиры или дома и… поддержку религиозного лидера в его стремлении стать богатым человеком, депутатом, президентом или министром каких-нибудь дел.
Сегодня в Южной Осетии действует 5 незарегистрированных в Министерстве Юстиции религиозных объединений, попадающих под определение тоталитарная секта.
Как известно, тоталитарная секта – это особый тип религиозной или псевдорелигиозной организации, деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья граждан, имеющая авторитарные методы управления, последовательно и системно ограничивающая для своих последователей реализацию базовых прав человека и его обязанностей как гражданина.
К указанным организациями относятся – «Объединение Свидетелей Иеговы», «Христиане Веры Евангельской» или т.н. «пятидесятники», «Евангельский Христианский Миссионерский Союз», «Евангельские Христиане Баптисты», а также «Адвентисты Седьмого Дня».
Наиболее многочисленным, агрессивным псевдорелигиозным объединением, имеющим четко выраженные политические цели и задачи, является секта «Христиане Веры Евангельской».
«Пятидесятничество» является одним из ответвлений позднего протестантизма. Его основателем считается бывший американский методистский священник Чарльз Фокс Пархэм. Движение «ХВЕ» возникло в 1901 году в г. Топика, штат Канзас США, где на занятиях в местной библейской школе, одна из учениц, после ритуального возложения Пархэмом на нее рук, вдруг заговорила на каком-то неведомом для всех языке.
Чудо настолько потрясло простодушных американцев, что они тут же решили основать новую церковь.
Естественно, им тогда никто не объяснил, что с точки зрения психиатрии, а также ортодоксальной христианской традиции данное явление попадает под определение тяжелого нервного расстройства или одержимости – духовной болезни, в результате которой человек полностью теряет контроль над своей личностью и превращается в истеричного и неадекватного субъекта.
С тех пор «пятидесятники» сильно расширили ареал своего обитания. Сильный импульс и поддержку для своей пропагандисткой деятельности они получили со стороны американского разведывательного сообщества во время «холодной войны» и сразу после распада Советского Союза.
В 90-х годах Россию и все страны постсоветского пространства наводнили всевозможные американские проповедники, которые начали не столько проповедовать в духе классического протестантизма, сколько собирать вокруг себя электоральную базу и ориентировать своих адептов на борьбу за власть.
На различных протестантских форумах в сети Интернет до сих пор можно встретить призывы к активной политической деятельности, «завоеванию жизненного пространства», свержению действующих власти и установлению «царства божьего на земле». Об этом каждое воскресение поется и проповедуется почти в каждом протестантском собрании. Более того, членам секты усиленно внушается, что успех в бизнесе и политике является ничем иным как знаком благоволения к нему «высших сил». Поэтому не надо уделять особого внимания морали и нравственности, главное материальное благосостояние и реальный политически статус.
К чему приводит деятельность политизированных протестантских сект, имеющих поддержку со стороны США видно на примере Украины.
Так, известный украинский политик, приведший страну к политическому хаосу, кровавой гражданской войне и жесткой конфронтации с Россией Александр Турчинов является пастырем протестантской церкви «Слово жизни», тесно связанной с Посольством США в Киеве.
Духовная паства Турчинова, засветилась во всех украинских оранжевых революциях. Причем, несмотря на имеющиеся догматические разногласия Турчинов легко находил общий язык, как с фашиствующими националистами, так и просто бандитами.
Практически все протестантские общины Украины не только поддержали Майдан, но и делегировали на него своих прихожан. Тот же Турчинов, например, отдавал приказы убивать людей, нарушая тем самым как моральные, так и юридические нормы.
Интересной является идеологическая база, на которой украинские протестанты строят свою политическую деятельность. По их мнению, существующие на Украине органы власти и местного самоуправления «коррумпированы, неэффективны и не выражают интересы граждан». Смена политиков не дает необходимого эффекта. Поэтому задача протестантов заключается в реализации радикальной нелиберальной идеи – создании «прямой электоральной демократии», когда вся власть внутри страны сосредотачивается не в руках политического класса, а органов гражданского самоуправления, гражданских организациях, различных НПО и НКО.
Причем если решение внутренних проблем, по мнению украинских протестантов должно быть делегировано институтами гражданского общества, то решение внешнеполитических задач можно спокойно возложить на некий международной и наднациональный центр силы.
Другими словами, речь идет о принципиальном и окончательном демонтаже украинской национальной государственности и создании на ее руинах сетевой структуры гражданских институтов, формально независимых, но на деле подчиняющихся наднациональным международным институтам.
Понятно, что в этом случае под управление внешнего актора попадает и самый лакомый кусок – украинская земля, природные богатства и производственные мощности.
Любопытно, что примерно по такому сценарию развивается ситуация и в Южной Осетии.
После президентских выборов 2012 года, югоосетинские пятидесятники получили практически неограниченный доступ к власти. Их адепты возглавили два силовых ведомства – Министерство внутренних дел и Службу внешней разведки, получили руководящие места в партии «Ныхас» и пробились в Парламент, фактически под их влиянием оказалось Министерство образования, заполнили вакантные места в исполнительной ветви власти, а также получили лакомые строительные подряды. Робкие попытки югоосетинских властей навести порядок в этом вопросе и принять, например, новый «Закон о государственной службе», вызвали жесткое сопротивление со стороны местных как бы «протестантов».
Дело дошло до того, что один из лидеров секты прямо заявлял, что следующий Президент РЮО будет выбран пятидесятниками, а если власти попробуют им в этом помешать, то они «оставляют за собой право вывести людей на улицу».
Последнее утверждение не выглядит пустой угрозой, если вспомнить, что до 2008 года некоторые югоосетинские «христиане веры евангельской» поддерживали тесные контакты со своими единоверцами из Грузии.
Никто из «югоосетинских баптистов» не служил в югоосетинской армии и не участвовал в боевых действиях против грузинских ВС. Зато многие из них были в первых рядах т.н. «снежных революционеров», попытавшихся в 2011 году развязать в Южной Осетии полноценную гражданскую войну.
В начале уже 2015 года югоосетинские пятидесятники и находящаяся под их полным контролем политическая партия «Ныхас» выступила резко против подписания нового «Договора о союзничестве и интеграции».
Именно поэтому уже в марте 2015 года, в ходе состоявшегося в г. Цхинвал «Круглого стола», с участием представителей общественности и интеллигенции, посвященного проблемам религии в Южной Осетии, некоторыми участниками совершенно справедливо было заявлено о том, что адепты «ХВЕ» получили беспрецедентную возможность влиять на протекающие в Республике общественно-политические процессы, в связи с чем превратились в реальную угрозу для югоосетинской и российской государственности.
Вопрос о том кто такие югоосетинские «христиане веры евангельской» не решен до сих пор. Но совершенно очевидно, что руководство секты далеко от идей Лютера Кинга и Кальвина и предпочитает жить сегодняшним днем, а не поиском непонятных им духовных ценностей.
Олег Карсавин
Комментировать | | Обсудить на форуме |