Заметки об Афганской войне он начал писать еще там — в далекой, пыльной, неспокойной стране. Писать не для того, чтобы потом опубликовать, а писать исключительно для себя. Он хотел только одного — помнить о событиях Афгана. О себе, о путевых афганских записках, о секретной работе в девятом управлении КГБ СССР рассказал Виктор Максименко.
— Прежде чем попасть в Афганистан, я проходил соответствующую подготовку. Ехал я туда для работы в группе по обеспечению безопасности высшего руководства страны. Необходим был человек со знанием языка, поэтому я предварительно прошел курс по его изучению. Ведь в условиях не просто войны, а войны гражданской и партизанской — конгломерат различного вида боевых действий: война в открытом поле, теракты, засады — чтобы выполнять возложенные на меня функции, необходимо было общаться и поддерживать связь с армейскими и афганскими спецслужбами.
Наша группа обеспечивала безопасность руководителей центрального комитета Народной демократической партии Афганистана. В этом плане мне повезло, потому что при исполнении служебных обязанностей я побывал как в центральных, так и в отдаленных районах Афгана. Основная база пребывания группы находилась в Кабуле, во дворце Арк — резиденции генерального секретаря ЦК НДПА Бобрака Кармаля.
Писать об Афгане для себя— Как-то, сидя у меня в кабинете за разговором, покойный уважаемый в городе журналист Валерий Туров прочитал мои заметки об Афганистане. Никто, кроме членов семьи, о рукописи не знал. Это были беспорядочные записи о событиях тех лет. По просьбе дочери я привел заметки в порядок. Валера сразу же предложил их опубликовать. Учитывая наши с ним дружеские отношения, я согласился. Но в печать попали только выдержки из моих записей.
Сначала это были «путевые заметки», которые я начал писать еще в Афганистане. Не хотелось, чтобы некоторые события стерлись, как это часто бывает, из памяти. Может, когда-нибудь я опубликую свои записи целиком, чтобы рассказать о войне в Афгане.
В Ялте под мирным небом — После возвращения из Афгана в 1988 году по линии 9-го управления КГБ СССР меня направили в Ялту, в девятый отдел (как он тогда назывался). Хотя Ялту я выбрал намеренно — неподалеку жила мама. Она была на тот момент уже в возрасте, поэтому хотелось быть ближе. Так я не выбрал ни Москву, ни Сочи, а приехал сюда. А остался в Ялте по сей день. Помню тогдашние свои мысли: «Как же хорошо в мирное время оказаться в таком красивом городе!». Но мне на события всегда везло. Поэтому на заре 90-х я оказался в гуще происходящего, когда Михаил Горбачев заявлял, что его держали в плену, а всюду шли путчи. Спокойной жизни не получилось (улыбается).
А как все начиналось? — Я окончил Киевское военное суворовское училище, затем военное училище, и после непродолжительной службы в Вооруженных Силах мне предложили работать сначала в особом отделе КГБ СССР, а потом — в девятом управлении. Я сразу согласился, потому что это было интересно.
После того, как уже в Ялте я ушел в запас, некоторое время, как ни странно, работал в таможенных органах Крыма. В одном из региональных таможенных отделений работал мой товарищ, с кем вместе мы несли службы в Афганистане. Тогда в государстве решили при таможенных органах создать таможенную стражу, то есть вооруженное подразделение. Вот друг-то и предложил мне в этом поучаствовать. После этого мне предложил работу в исполнительном комитете Ялты бывший городской голова Сергей Брайко. Сейчас занимаю должность директора департамента организационно-информационной работы и контроля исполкома. Так сказать, держу руку на пульсе жизнедеятельности города.
Источник: news.allcrimea.net
Комментировать | | Обсудить на форуме |