Как известно, многие известные люди увлекаются коллекционированием, но не многие серьезные коллекционеры известны широкой публике. О причинах, вынудивших его уйти в подполье, рассказал нам живущий в Ялте один из крупнейших в мире собирателей пивных пробок Себяслав Нобадиев.
— На нелегальном положении я нахожусь вынужденно — опасаюсь за свою коллекцию. На закате перестройки один из моих французских коллег по хобби решил сделать обо мне телесюжет. Я, конечно, показал «товар лицом», и среди прочих зрители увидели уникальное собрание эксклюзивных пробок Ялтинского пивобродильного завода. По мнению экспертов, каждая такая пробка может стоить до 10 тысяч долларов.
Во Франции этот сюжет увидел один из советских корреспондентов и переслал его для ЦТ. Так я на время стал всесоюзной знаменитостью, даже в журнале «Огоньки» сделали большой материал. После этого мне позвонил один серьезный человек и попросил подарить ему несколько пробок от «Буратино», мол, это память о его счастливом детстве. Я отказал, сославшись, что эта часть коллекции неприкосновенна. А потом приехали накаченные ребятки на двух «мерседесах» и предложили купить всю коллекцию по цене металлолома. К счастью, полномочий просто отобрать ее, видимо, у них не было, но стало понятно, что вскоре они вернутся. Я срочно продал квартиру, поменял паспорт и перестал общаться с незнакомыми людьми.
Коллекция собиралась по свалкам
— Как известно, собирание пивных пробок — часть бирофилии, то есть собирания всего, что связано с пивом (в том числе этикеток, пивных банок и бутылок). Пристрастился я к этому еще в школе, когда, как и всякий пацан, рубился с друзьями во дворе школы. Увы, но пробки почти все были «лысыми» (без картинок), ведь именно такие выпускал наш завод, но попадались евпаторийские «Пепси» или «Тетя Маша» (от болгарских соков), а то и «Нарзан» с выбитым на ней орлом. Но фурор всегда производили яркие импортные пробки, иногда входившие в игру. Их приносили дети работников интуристовских гостиниц.
И я стал пропадать на свалках «Ореанды» и гостишки, выковыривая там необычные пробки. Когда же стал постарше, то просто познакомился с барменами и официантами тамошнего общепита и раз в неделю забирал у них целый кулек пробок в обмен на небольшую сумму. Также друзья-моряки стали привозить мне пробки из самых диковинных мест.
Пробка как произведение искусства
— Но самая ценная часть моей коллекции основана, как ни странно, на местной продукции. Как я уже говорил, наш завод выпускал напитки и пиво с «лысыми» пробками, но однажды один из членов Политбюро, устав от отпускного безделья, решил совершить экскурсию на этот объект. После ее завершения он похвалил качество напитков, но остался недоволен эстетической частью. А ведь, по его словам, эти бутылки держат в руках не только трудящиеся всего СССР, находящиеся на отдыхе, но также первые лица партии и государства. Всего через неделю в кабинет директора вошло несколько мужчин в серых пиджаках и с увесистым кейсом. Внутри были... пробки. Они предназначались только для госдач и хранились в сейфе директора. Но я учился в блатной английской школе, и иногда к нам на пару месяцев «подселяли» отпрысков известных людей. От них-то я и получал бесценные экспонаты. Но бывали и удивительные случаи, когда пробки рисовали вручную художники «Массандры» для особо важных и многочисленных иностранных делегаций. И такие пробки у меня тоже есть.
Богатство под ногами
— Ялта вообще удивительный город. Например, наличие знаменитого винзавода дало толчок развитию винографолии — собиранию винно-водочных этикеток, и в Ялте были великолепные коллекции. Что же касается пивных пробок, то иногда уникальный экспонат можно найти буквально под ногами, ведь даже за последнее десятилетие появились и исчезли многие сорта пива, а значит, и пробки. Теперь их можно увидеть только у коллекционеров, и стоят они больших денег.
Источник: news.allcrimea.net
Комментировать | | Обсудить на форуме |