Давным-давно, лет 20 назад, с качеством музыки все было просто и понятно: грампластинка — идеал, бобина — хуже, кассета — еще хуже. Сейчас же качество музыки, которую мы слушаем во всевозможных устройствах, напрямую зависит от того, в каком формате она хранится.
Во-первых, в нашем случае «формат» означает совсем не то, что имеют в виду программные директора радиостанций, когда отфутболивают очередных самородков со словами «вы не в формате». Там речь идет об общей концепции радиовещания, в нашем же случае — о способе хранения информации.
Во-вторых, «неформатность» при определенных навыках не является непреодолимым препятствием, ведь существуют конверторы, запросто перегоняющие музыку из одного формата в другой. Разве что порой теряется качество или оно некудышное изначально.
В-третьих, «оцифровка» вовсе не означает, что старинную запись сделали такой, будто ее записали три часа назад в самой нафаршированной студии. Нередко, причем сознательно, оставляют технологические шумы (особенно при работе с грампластинками), да и исходник не всегда бывает идеальным. Большой минус цифровых технологий в том, что отсутствующие звуки и их параметры техника просто додумывает, и в результате может получиться что-то совсем новое, а не хорошо затертое старое.
Ныряем в цифровое море.
В мире существует огромное количество музыкальных форматов, их модификаций и версий, созданных гигантами музыкальной индустрии и небольшими компаниями, получившими общественное признание в электронном мире.
Для этих целей были разработаны различные физические методы хранения аудиоданных, например: виниловые пластинки, магнитная лента, компакт-диски, DAT, MD (мини-диск), DVD или преобразование нот в музыкальных форматах (MIDI). Параллельно появилось множество различных компьютерных методов хранения аудиоданных — OGG, MP3, Flac, Wav-форматов.
Причем, если ранее воспроизводящее устройство и собственно сам носитель были раздельны (проигрыватель и грампластинка, магнитофон и кассета), то сейчас носителями как таковыми являются, как правило, воспроизводящие устройства — мобильные телефоны, MP3-плейеры. Теперь не нужно хранить дома ящики с музыкой, она вся «лежит» на жестком диске компьютера.
Конечно же, невозможно рассмотреть и обсудить все звуковые форматы, кодеки их достоинства и недостатки. Поэтому остановимся на наиболее популярных расширениях audio files, с которыми, возможно, придется столкнуться.
Логичное «почему?
Правда, сразу может возникнуть логичный вопрос — а почему нельзя использовать какой-нибудь один универсальный формат кодирования всех аудиофайлов?
Потому что для реализации различных функций необходим свой формат. Например: для воспроизведения CD в дисководе компакт-дисков, для записи музыки или звуковых эффектов в видеоиграх, для записи дорожки фильма или видеоклипа, для проигрывания в мобильных телефонах или передачи файлов через Интернет. Кроме того, существует ряд операционных систем, получивших наибольшее распространение в мире. В их число входят: Amiga, Macintosh, NEXT и персональные компьютеры с операционной системой Windows. В свою очередь работа dj, звукорежиссера, видеоинженера или простого любителя музыки достаточно сильно отличаются по своей сути. Для этого может потребоваться, чтобы аудиоданные были сохранены своим способом. Например, звук для компакт-диска должен быть сохранен с использованием разрядности 16 бит и частоты сэмплирования 44,1 кГц. Однако для загрузки звука через Интернет лучше использовать другую разрядность и частоту сэмплирования, поскольку каждая минута 16-битного, 44-килогерцевого звука занимает примерно 10 Мбайт, то есть средний трек продолжительностью пять минут потянет на 50 «метров» — это слишком большой объем данных для среднестатистического пользователя, да и вообще неудобно.
Некоторые популярные форматы и их особенности:
AAC (Advanced Audio Coding) — формат аудио-файла с меньшей потерей качества при кодировании, чем MP3 при одинаковых размерах. Возможные расширения AAC файлов: .m4a .m4b .m4p.
APE — (Monkey's Audio) — формат цифрового звука без потерь качества (lossless). Выпускается только для платформы Microsoft Windows, хотя существует ряд неофициальных кодеков для MacOS, Linux, BeOS. Данный формат не является свободным.
FLAC — (Free Lossless Audio Codec). В отличие от кодеков с потерями, не удаляет никакой информации из аудиопотока и предназначен для прослушивания музыки на высококачественной Hi-Fi, Hi-End аппаратуре и для архивирования профессиональной аудио-коллекции. В настоящее время поддерживается многими аудиоплейерами и музыкальными приложениями.
MIDI — (Musical Instrument Digital Interface ). В отличие от других форматов, MIDI хранит не цифровой звук, а наборы команд: проигрываемые ноты, ссылки на инструменты, параметры звука. Удобство формата MIDI заключается в использовании устройства, производящего аранжировку по обозначенным аккордам. Миди-файлы, как правило, имеют на несколько порядков меньший размер, чем оцифрованный звук такого же качества. Мидюшный формат позволяет сохранять информацию об используемом инструменте, темпе, информацию о музыкальных ключах. Как правило, этот формат популярен среди ресторанных музыкантов, именно в нем делаются минусовки.
MP3 — (MPEG Layer версия 3). На данный момент MP3 является самым популярным форматом цифрового кодирования музыки. Это сжатие с потерями, то есть часть звуковой информации, согласно психоакустической модели, ухо человека воспринять практически не может, удаляется из исходного файла безвозвратно. Качество полученного MP3 зависит не только от битрейта сжатого файла, но и от версии используемой кодирующей программы — кодека. На данный момент MP3 является лидером по общепризнанности, но при этом не является профессиональным. Профессиональные музыканты и dj уже давно не используют треки с битрейтом менее 320 kbps.
OGG Vorbis был разработан как альтернатива всем платным лицензионным аудиоформатам. Ogg Vorbis совместим со всеми популярными платформами. Формат не ограничивает пользователя только двумя аудиоканалами (левый и правый), он поддерживает до 255 отдельных каналов с частотой дискретизации до 192 кГц и разрядностью до 32 бит, поэтому Vorbis великолепно подходит для кодирования 6-канального звука DVD-Audio для домашнего кинотеатра.
WAV — (Microsoft Wave) — не менее популярен, чем MP3, но wave-файлы не имеют сжатия, а потому огромны. Звук сохраняется в моно или стерео с частотой дискретизации 44,1 КГц, 8 или 16 бит.
WMA — (Windows Media Audio) разработан компанией Microsoft как альтернатива MP3. Многие меломаны недолюбливают формат WMA за большое количество ошибок различного рода, но этот формат постоянно развивается и улучшается. Файлы обозначены расширением .wma и .asf.
Источник: news.allcrimea.net
Комментировать | | Обсудить на форуме |