Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0
 Форум "Русского Крыма"  |   Статистика  |  Обратная связь      
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте

Навигация


Популярные статьи

Наши друзья


История
\"РусскийРусский флаг над Симферополем (9 мая 2009 года)
\"ДеньДень Победы
\"КонституцияКонституция АРК
\"ИсторияИстория Крыма
\"ИсторияИстория флага России
\"ИсторияФлаг России (продолжение)
\"ИсторияФлаг России (продолжение 2)
\"ИсторияФлаг России (продолжение 3)
\"ИсторияАндреевский флаг

Нас поддерживают
Сателлит журнал о спутниковом ТВ и телекоммуникациях
{rmlink}

Редколегия

Статистика


Диакон Андрей Кураев. Может ли быть православной рок-музыка?
11 июня 2010 | Новости » Музыка | автор: Русское Единство
овместим ли «Рок и православная культура»? Возможна ли проповедь среди увлеченной роком современной молодежи? Во все времена Православная Церковь как любящая мать старалась оградить своих чад от различного рода ересей и лживых учений. Ее догматические истины всегда ставили четкие границы, за которыми скрывалась опасность неправомыслия и чуждого ей вероучения. Церковь была, есть и будет неизменной в своих вечных Божественных истинах, однако должна ли она оставаться глухой к вызовам современности? Может ли она молчать, когда ее спрашивают?

Если в советское время Церковь была сдавлена тисками атеистической идеологии, то, естественно, ни о каких социальных программах не могло быть речи. Теперь же, когда открылось широкое поле деятельности и многие потянулись к ней как к источнику правды и истины, как никогда важно быть открытой, невзирая на то, кто пришел — фанат рока или ученый. Для православного вероучения более всего значим человек, его личность. Именно она является той жемчужиной, ради которой и пострадал Христос Спаситель. Поэтому, любой человек, кто бы он ни был в социальном плане, открывший свое сердце Богу и пришедший под покров Матери Церкви, должен быть услышан. Сегодня очень важно каждому православному пастырю и мирянину научиться не бояться нести Слово Божие в мир. Страх следует побеждать любовью и терпением, повторяя чаще слова псалмопевца Давида: «Там убоятся они страха, ибо Бог в роде праведных» (Пс. 13, 5).
Недавно на телеканале «Православная энциклопедия» прошла любопытная дискуссия между богословами и телезрителями о рок-музыке. Предлагаем ее текстовую версию, опубликованную в «Седмице. ру». Вел дискуссию священник Алексий Уминский, а свои вопросы задавал он Андрею Кураеву.

–– У нас в гостях известный миссионер, проповедник, автор многих книг, в том числе книги «Рок и миссионерство», диакон Андрей Кураев. … Чем обусловлен Ваш интерес к рок-музыке? Вы написали даже книгу с таким названием «Рок и миссионерство», откуда пришла эта идея? — Я прошу фанатов рок-музыки выключить звук, потому что сейчас я скажу правду: мне интересна не рок-музыка, мне интересны люди. Те люди, которые живут в этом мире. И я считаю, что там, где люди, должно быть в какой-то форме присутствие Церкви.

— А почему вы решили придти именно на рок-концерты, а не в концертный зал Чайковского, консерваторию или на Фабрику звезд? Там тоже много людей, молодежи, они тоже нуждаются в проповеди.
— Люди, которые ходят в консерватории, в Церкви есть. Среди них есть и епископы, достаточно вспомнить Патриарха Пимена, который был большим меломаном и ценителем классической музыки. Что касается попсы, вы знаете, мне однажды предложили выступить на одном мероприятии с Аленой Апиной. Я отказался. Дело в том, что рок и попса — разные вещи. Традиция рока — это традиция мысли и протеста. И в советские годы русский рок был протестом против идеологии «отцов», то есть чиновников, номенклатуры. Это был поиск смысла, веры, и рок отстаивал право человека на одиночество, на боль. В современном мире, когда общество стало превращаться в одну сплошную рекламную паузу, мне кажется, все то, что учит человека думать, будь то квантовая механика или даже хорошая рок-музыка, где есть добротная, качественная поэзия, — все это является стратегическим союзником в деле проповеди.

— Вы сказали, что рок-музыка — это музыка протеста, прежде всего. А против чего протестует русский рок сейчас и что он проповедует?
— Я думаю, рок протестует против пошлости. Вот если Христианство превращается во что-то пошлое, как оно и было в западном целлулоидном мире 1960-х годов, то этот протест, как у некоторых рок-групп западного мира, направляется против Христианства, это было, и это нельзя забывать. Но когда в Советском Союзе пошлостью стал атеизм, а сегодня пошлостью является культ потребления, безоблачности, романтики, «небо голубое и мы тоже» и так далее, в этом случае иголки рок-протеста — это иголки, которые колют пошлость.

— Отец Андрей, у нас есть звонок в студию от наших телезрителей. Доброе утро, мы слушаем Вас.

Телезрительница: «Доброе утро! Я считаю, что творчество Юрия Шевчука, Константина Кинчева — это в каком-то смысле тоже проповедь. Зачем на таких концертах священник? Вы уверены, что хотят слушать Вас, а не их?
— Конечно, я уверен, что меня не хотят слушать. Но думаю, что работа миссионера состоит в том, чтобы войти в аудиторию, которая отнюдь не готова его принять бурными аплодисментами. И апостолы тоже шли по Римской империи, понимая, что их ждут не только букеты роз. Я думаю, что присутствие, в частности мое, на такого рода концертах является неким посланием, смысл которого в следующем.
— Мы, люди Церкви, не видим в вас, ребята, которые увлекаются рок-музыкой, чужаков и врагов.
— Между Православием и средневековьем нет знака тождества. Мы очень любим и ценим средневековую культуру, но при этом понимаем, что рождены жить в современном мире.
— Церковь — пространство, открытое для всех, а не только собрание бабушек. Это и для молодых людей, и вы, такие, какие вы есть — колючие, думающие, ищущие, борющиеся, — очень важны для нас.

— Отец Андрей, но ведь существует, как вы упомянули, рок против Бога, сатанинский. А существует ли православный рок?
— Вы знаете, не существует православной философии. Есть философы, которые исповедуют Православие и пробуют Православие защитить тем средством, которое у них есть. Точно так же я считаю: не может быть православного рока. Но есть люди, живущие в мире рок-культуры, которые искренне выбрали Православие. Причем они ломают, иногда с болью, свою судьбу, в том числе и сценический имидж, для того чтобы приблизить себя к Православию, они себя ставят под суд Евангелия. И это много, это дорого.

— Проблема проповеди среди молодежи, взаимодействия Церкви и молодежной субкультуры настолько актуальна, что стала одной из тем недавних Рождественских чтений. Давайте послушаем, что по этому поводу говорят известные музыканты, их поклонники и православные священники.
Опрос: Может ли рок-концерт быть местом для православной проповеди?

— Я думаю, что для христианской проповеди должна быть более серьезная обстановка.
—Почему бы и нет? Как альтернатива вполне возможно.

— Я считаю, рок-музыка — это достойное культурное явление, которое должно направлять молодежь, в том числе и к Православию.
— Ни в коем случае!

— Разве это проповедь? До кого она дойдет? Дойдет ли? В Православии есть традиция не зазывать, никого не затягивать, и когда человек пришел — разговаривать с ним строго.

— Рок-площадка непосредственно для проповеди? Считаю, это не очень правильно. Но любой музыкант, любой художник живет с Богом в сердце.

— Вера — это становой хребет, удерживающий составные части как таковые, и если он есть, этот хребет, то неминуемо в творчестве это как-то выразится.

Михаил Дунаев, профессор МДА: «Если трезво поразмыслить, вряд ли те, которые пришли на рок-концерт, сразу дружно пойдут колоннами в храм Божий. Но если кто-то один задумается, то уже хорошо. Но не нужно обольщаться».

Протоиерей Максим Козлов: «Если человек, пришедший или идущий к вере, будь то Кинчев или Шевчук, как имена ставшие нарицательными, считают для себя возможным продолжить выступления с рок-концертами (а ведь не все так считают, иные рок-музыканты принципиально совсем отказывались от этой деятельности), вот пусть они её и стремятся соединить со своими христианскими убеждениями, а не наоборот, подогнать Христианство под мировосприятие рокера. Но присутствие священнослужителя как проповедника в подобного рода среде неуместно».

Иерей Олег Стеняев: «Господь сходил и в преисподнюю земли, он сходил в ад, и там проповедовал. И ад облистал сиянием Божества. Я думаю, что священник обязан идти и на рок-концерты, и на дискотеки, он должен идти и в тюрьмы, и в воинские части».

* * *

— Да, конечно, Христос сходил в глубины ада, чтобы спасти грешников. Но Христос же и сказал: не мечите бисер перед свиньями, не давайте святыни вашей псам. Это тоже призыв к миссионерам? Так где же границы для миссионерства?

— Я для того и иду на эти рок-концерты, чтобы объяснить ребятам, что они не свиньи и не псы в наших глазах. Я хотел бы поддержать Михаила Михайловича Дунаева, моего коллегу по Московской духовной академии: нельзя ожидать, что ребята толпами пойдут с концертов в храм. Этого не будет, и не надо на это надеяться, и пусть молодые батюшки об этом и не мечтают. Но, действительно, для нас каждая душа дорога, и я знаю такие случаи, когда именно после рок-концертов, в которых звучала проповедь, как, например, «Рок к небу», ребята обращались к Православию.
Был случай в Петербурге, пришел мальчишка 16-летний к отцу Василию Ермакову, петербургскому священнику, пришел в таком рокерском виде, всякие у него торчат металлические вещи. И на исповеди отец Василий теребит его за металлический шип, и тот отваливается. Отец Василий с некоторым испугом смотрит в глаза мальчику: тот спокоен. Отец Василий берется за следующий шип и начинает его теребить. Мальчик все равно спокойно продолжает свою речь. Отец Василий спрашивает: «Слушай, а если я у тебя и этот шип отломлю, ничего?» Тот говорит: «Нет, но если Вы считаете, что это лучше…» «А, тогда не надо!» Через месяц этот мальчик начал ходить в храм уже в джинсах, а на Пасху вообще пришел в неприличном виде — в костюме с галстуком! И вот тут отец Василий ему сказал: «Ты продолжай ходить в своем прежнем виде, чтобы твоих ребят привлекать сюда, в храм, показывать, что тут можно быть таким». То есть отец Василий, как духовник, проверил зацепленность человека за внешние «прибамбасы». И понял, что это не главное для парнишки, это не то, что для него является идолом, заслоняющим Евангелие, а раз так — хорошо, ты можешь одеть все, лишь бы ничто не владело тобою.

— Спасибо, у нас еще один звонок в студию…

Телезритель: … Скажите, а не является ли проповедь на рок-концертах кощунством и дискредитацией Церкви? Есть же печальный опыт миссионерства католиков и протестантов: рок-концерты в храме, мессы для животных и так далее. Что надо сделать, чтобы Церковь здесь не сдала своих позиций?
— Мое убеждение, которое я озвучиваю как преподаватель миссиологии Московской духовной академии, следующее: ни в коем случае нельзя модернизировать внутрицерковную жизнь, язык нашей молитвы, стиль нашей молитвы, они проникли в календарь и стиль нашей жизни церковной. Но есть храм, а есть прихрамовый дворик. И вот этот внебогослужебный прихрамовый дворик — это пространство для диалога с внешним миром, поиска ошибок, экспериментов и находок. Я хочу вам напомнить, на Архиерейском Соборе 2004 года было сказано, что надлежит активно использовать формы современной молодежной культуры в рамках внебогослужебной проповеди. Поэтому я являюсь категорическим противником того, чтобы любые инструменты, тем более электро- и бас-гитары, вносились в храм и звучали на нашем богослужении. Но когда речь идет о том, как мы общаемся с другими людьми, — другое дело. Например, мне не нравятся телекамеры в храме, но здесь, в студии, телекамера в порядке вещей.

— В прошлом году вы побывали на Урале с концертами рок-группы «Алиса», лидер которой, Константин Кинчев, тоже заявляет о себе как о православном. Вы выступали на этих концертах. Расскажите, какой была реакция молодежи на Ваши проповеди?
— Я хочу заметить, что Кинчев не заявляет о своем Православии, а исповедует Православие. Ситуация была следующей. Я не появлялся на тех концертах, просто Константин в конце каждого из концертов объявлял: «Завтра мой друг отец Андрей Кураев будет в нашем городе, в таком-то зале, будет лекция, приходите». И действительно, я на следующий день приезжал и в аудитории видел ребятишек необычной внешности, непривычной для церковных собраний. И причем они досиживали до конца.

—И это были именно те ребята, которые пришли на концерт «Алисы» и, поверив, если можно так сказать, слову своего кумира, пришли потом послушать Вас?
— Я просто спрашивал: поднимите руки, есть ли здесь те, кто пришел после приглашения Кинчева. И руки поднимались.

— … Может ли рок-концерт быть местом для православной проповеди?

***
Идет трансляция сюжета «Монахи греческого монастыря как звезды эстрады»
(Песнопения в храме). Голос за кадром: «Это — хор монастыря святого Августина и преподобного Серафима Саровского. Обитель была основана всего 15 лет назад в Греции, недалеко от города Навпакт. (Фрагмент видеоклипа). А это — один из монахов того же монастыря — архимандрит Пантелеимон — в клипе из альбома «Я научился жить свободным».
А началось все ровно пять лет назад. Тогда детям-воспитанникам летнего лагеря при монастыре настоятель предложил конкурс на лучшие стихи и мелодию. Тема — все, что волнует современную молодежь. Аранжировку и исполнение десяти лучших композиций поручили отцу Пантелеимону, в прошлом профессиональному музыканту.
Церковное начальство сперва с недоверием отнеслось к смелому монашескому проекту. Но когда альбом «Я научился жить свободным» был назван открытием года, а диск по итогам продаж получил звание платинового, то сам глава Греческой Церкви Архиепископ Христодул поддержал монахов. По его словам, «В наше время и стадион должен быть полем для миссионерства».
В монастырь преподобного Серафима потянулись звезды греческой эстрады: публика, которая до этого особой религиозностью не отличалась. И уже следующий альбом «Рядом с вами» отец Пантелеимон записал с популярными греческими исполнителями.
Песня «Микрочип» из последнего по времени альбома «SOS» была признана лучшей песней года. В ней говорится о том, как трудно сохранить образ Божий и не стать живым роботом, бездушным микрочипом, который послушно выполняет чужие команды.
Как и в предыдущих случаях, тексты и музыку для этого альбома сочинили дети. Сейчас отец Пантелеимон обкатывает с ними будущие рок-шедевры.
(Дети вместе поют песню на мотив «Катюши»). Как видите, не забыли и русскую песню. Только ребята придумали другие слова. О том, как хорошо человеку, который верит в Бога и соблюдает Его святые заповеди.

* * *

— Отец Андрей, каковы ваши впечатления и комментарии к тому, что мы сейчас увидели?
— Вы знаете, что и в Греции, и у нас эта акция вызвала разные мнения и дискуссии в церковной среде. Так вот, как упоминалось в этом сюжете, был период, когда священноначалие несколько скептически относилось к деятельности этой группы. И тогда имело место следующее: Синод в Афинах вынес некое порицание деятельности монахов, которые создали рок-группу. Не запретили, не было наказания, но неодобрение было высказано. И когда известие об этом пришло в монастырь, то братия отправила ответную телеграмму в Синод. Цитирую текст этой телеграммы полностью: «Радость моя, Христос воскресе!» Для меня это — образец внутрицерковной дискуссии.

— Спасибо большое, отец Андрей.
Думаю, что пришло время подвести итоги опроса и узнать, что думают наши зрители о том, может ли рок-концерт стать местом для православной проповеди? Эта тема практически разделила наших телезрителей на два лагеря, но тем не менее видно, что тема очень актуальна и никого не оставила равнодушным. Примерно 1500 телезрителей считают, что проповедь на рок-концерте возможна, и немногим менее, 1450 человек, с этим категорически не согласны… В течение передачи мнение наших телезрителей изменилось от крайнего неприятия до размышления и желания переосмыслить этот вопрос.

Новое время ставит перед Церковью, перед каждым из нас новые вопросы. Потому что Церковь — это мы с вами. Для Церкви нет проблем, на которые бы она не отзывалась, нет тем, которые были бы закрыты, нет дверей, в которые бы она не стучалась. Церковь несет каждому человеку слово спасения. Очень важно, чтобы это слово было правильно сказано и было услышано теми, к кому оно обращено.

Я очень благодарен вам, отец Андрей, за то, что ... сегодня мы с вами говорили на столь важную и интересную для нашей Церкви тему.
— Всего вам доброго. Храни Вас Господь.


pravoslavye.org.
Комментировать |  | Обсудить на форуме

  • 100
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Митрополит Владимир: "Отличия в наших выступлениях не раскол, а проявление воли Божьей"
  • Протодиакон Андрей Кураев предложил назначить Рождество на 1 января
  • В Житомире требуют не отдавать храм Московскому патриархату
  • 1-2 февраля в Москве пройдут торжества, посвященные первой годовщине интронизации Святейшего Патриарха Кирилла
  • Создание поместной церкви в Украине приведет к гражданской войне - А. Кураев
  •  


    » Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 7 дней со дня публикации.
     


    Важное
    \"\" Отправить письмо Президенту России
    \"\" Памятка водителям, участвующим в автопробеге

    Онлайн ТВ
    Средний танк Т-34
    Пикирующий бомбардировщик ПЕ-2

    Дорогами Победы
    Феодосия, Белогорск, Евпатория, Симферополь
    Алушта
    Джанкой
    Керчь
    Армянск
    Долгоруковская яйла

    Опрос
    Русскоязычную половину Украины снова обманули и предали. Против них и власть и оппозиция. Готовы ли вы отстаивать свои права более радикальными способами, чем мирные протесты?

    Да
    Нет


    Погода

    влажн.:

    давл.:

    ветер:

    влажн.:

    давл.:

    ветер:

    влажн.:

    давл.:

    ветер:

    влажн.:

    давл.:

    ветер:

    влажн.:

    давл.:

    ветер:


    Календарь
    «    Ноябрь 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 

    {T_LINK}
    Счетчики

    free counters



    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2010 RusCrimea.org Design by DLETemplates.com © 2008