Так повелось, что хорошие слова о человеке у нас начинают говорить на закате его жизни (или карьеры), или когда он уже ушел из этой жизни в мир иной. Почему-то не принято высказывать публичные похвалы людям молодым и среднего возраста, особенно, когда они не являются нашими непосредственными начальниками и от них не зависят наши достаток или продвижение по службе. И еще реже принято награждать добрыми словами тех, кто, нет, не подвиг совершил! - а просто многие годы подвижнически и без особого апломба служит Родине.
А как по мне, говорить надо при жизни, говорить всегда и все, потому что есть, что говорить. Нужно потому, что хорошее слово, высказанное в адрес человека, как лекарство врачует не только того, о ком речь, но и всех вокруг. Хорошие слова, когда мы находим их для людей не посторонних для нас, а особенно для тех, с кем вместе тянем нашу повседневную лямку, подвигают и нас, и наших близких к тому, чтобы работать еще усерднее, чтобы каждый день проживали мы, как наиболее ответственный в нашей жизни.
Сегодня хочу сказать о человеке, которого знаю достаточно, чтобы отвечать за мои слова. Тем более хочу, что повод к такому разговору есть. Когда ему исполнилось 45 (это было в декабре прошлого года), оказалось недосуг, и закончить начатую тогда статью мне не удалось, хотя я разослал ее нескольким друзьям с просьбой высказать о ней свое мнение и предложить – чем дополнить. А может быть, оно и к лучшему.
Сегодня другой повод: приближается отчетно-выборная конференция одной из самых лучших русских организаций, действующих на территории украинского государства, или, как сейчас модно говорить, - организаций российских соотечественников. А «виновник», хоть и «мужчина в самом расцвете сил», как говаривал Карлсон, но и сделать успел немало, и достоин того, чтобы сказать о нем несколько хвалебных слов.
Недавно, во время мероприятий «Великого Русского Слова» в Ялте, в кулуарных разговорах я услышал, что человек, который сегодня уверенно входит в десятку самых известных русских общественных деятелей на Украине, ссылаясь на «разрушающееся здоровье» (будем верить, что этого не случится!), часто говорит о желании снять с себя бремя руководства упоминавшейся выше организацией, имеющей длинное и несколько замысловатое, но точное по сути наименование – Всеукраинского союза общественных организаций «Объединение организаций соотечественников «Русское содружество». Этой статьей я попытаюсь доказать, что он не должен оставить созданное и выстраданное детище, тем более сегодня, когда в «пространство» запущена дезинтегрирующая мысль о том, что, якобы, «Русское Содружество» свою роль «уже сыграло».
Я уверен, что оно сыграло свою этапную роль, но на очереди новые задачи, которые вряд ли сегодня может решить другая русская организация, тем более, без такой команды лидеров, которая сложилась в «Русском Содружестве».
***
Он очень любит говорить о датах, сроках и их, простите за не православное выражение, «магии».
Как я подсчитал, три пятилетки назад в Русское Дело пришел мой земляк (по второй малой Родине, которой стала для меня Полтава), - Сергей Германович Проваторов.
С некоторых пор его фамилия упоминается не так уж и редко, особенно в среде русских общественников. И мои слова, скорее всего, затеряются среди статей, поклепов, доносов и прочего, чем снабжает сегодня всевидящее око Интернета нас, имеющих на протяжении последних пятнадцати лет отношение к русским организациям и русской публицистике. Пишут (кто читает, тот знает наверняка!) разное - и хорошее бывает, и злое.
Но поговорим о Проваторове - делателе.
Не общественнике, не активисте, не публицисте («журналистом» он себя категорически признавать не хочет), а о том, что он делал в годы пребывания в наших русских рядах.
Сам Сергей о своих заслугах если и говорит, то скорее с подковыркой. Его же характерная особенность - склонность «болеть» за то, что он считает важным, за вещи, которые для многих не имеют значения, а для него, наоборот, обрели ценность. Это вынесло Проваторова на вершину общественной активности и уже не отпускает, и, наверное, никогда и не отпустит. И это – правильно.
В русских организациях вряд ли есть люди, которые Сергея Германовича знают лучше. Разве что Александр Витальевич Прокопенко, который в «русской судьбе» Проваторова сыграл (как и последний это признает) немаловажную роль. И, тем не менее, мой рассказ не претендует ни на полноту, ни на абсолютную объективность. Скажу лишь часть того, что знаю, потому что иначе это была бы не статья, а брошюра.
На общественной арене Полтавы он появился лет 17 назад, когда работал старостой в Николаевской религиозной общине. А его приход в Русское Дело я бы предложил считать срок, отмеряемый 15-ю годами тому назад, когда, по благословению Митрополита Полтавского и Кременчугского Феодосия, управляющего Полтавской епархией УПЦ Московского Патриархата, стал он отстаивать возвращение канонической Православной Церкви зданий и земельных участков, где до революции и в первые десятилетия советской власти ранее находились православные храмы Русской Православной Церкви. Это было где-то между 1995 и 1996 годами.
Мне не известен более ранний период его деятельности, но, прочитав на одном из сайтов обвинения в адрес Проваторова в том, что он, якобы, является «униатом», я в свое время не удержался и задал Сергею вопрос: «Как тебя угораздило попасть на должность старосты Николаевской общины УАПЦ?»
Оказалось, его пригласил хорошо мне известный Сергей Знаменский - близкий школьный друг Проваторова, который на тот момент был председателем Приходского совета этой религиозной общины. Проваторов, как он объясняет, как раз остался без работы «благодаря» украинскому государству, разорившему предприятие, где он работал. Нужно было где-то трудоустраиваться, и Сергей согласился на предложение. Но вовсе не потому, что был сторонником украинских религиозных идей - «Я не был атеистом, но и бытия Божия не отрицал. С одной стороны, было всё равно, где таскать мешки с цементом, с другой – не очень-то разбирался на тот момент в религиозных конфессиях. Был это «смурной» 1993 год.
В то же время он много раз говорил мне, что тогда искренне верил, что никто не имеет права запрещать людям исповедовать свою веру так, как они хотят. Если, конечно, сами ничьих прав и свобод не ущемляют. И что все храмы, построенные в дореволюционные времена, являются памятниками истории и культуры, принадлежащими всему народу, и должны использоваться по назначению. А не так, как было, когда здание храма используют как склад, клуб или цех.
В то время (начало 90-х) бывшая советско-партийная номенклатурная верхушка, закрепившаяся у власти, стала поддерживать неканонические религиозные течения. И в результате во многих регионах они из «гонимых» превратились в гонителей.
«А почему ушел из раскольнической общины?» - спрашиваю у Сергея.
«Да не уходил. Меня «ушли» по настоятельной просьбе из горисполкома в конце 1994 г., хотя официально уволили только через 12 месяцев, в декабре 1995-го, когда я уже почти год ходил к замечательному духовному человеку – владыке Феодосию. До того момента, как в начале 1995 г. познакомился с архиепископом Полтавским и Кременчугским, я и понятия не имел о том, чем каноническая Церковь отличается от неканонической религиозной организации, зарегистрированной государством. Был дремуче далек от понимания этих премудростей. Когда согласился работать старостой, на протяжении двух лет особенно времени и книги почитать не было, настолько был загружен работой, и не столько духовной, сколько вопросами цемента, песка, опалубки, самосвала, экскаватора и тому подобными интеллектуальными проблемами... Хотя и не только этим – действительно искренне хотел понять украинство изнутри. А где это можно понять лучше, чем в месте, где оно является религией?
Слава Небу, все обернулось так, что под давлением чиновников, на спокойствие которых посягал, в том числе - угрозами подать в суд за то, что они не хотят передавать земельный участок под зданием Николаевского храма общине, меня исключили».
Как он считает, не случайно привели его пути в Полтавское епархиальное управление УПЦ Московского Патриархата. Это изменило его жизнь. Епископ объяснил, в чем разница и направил на покаяние и работы к настоятелю Вознесенской церкви, который оказался убежденным русским монархистом.
«Отец Константин Мурадов готовил меня к исповеди два дня по 7 часов беседуя со мной и выслушивая мои рассказы о прежней жизни… - рассказал Сергей, - Думаю, что и покаяние, и исповедь, и причащение Святых Таин - это привело меня тогда к пониманию русского Православия, значения русскости для сохранения истинной православной веры, а впоследствии и в Русское Движение».
***
Но все же окончательно «прозрел» он тогда, когда стал изучать историю храма св.Сампсония в Полтавском Петровском кадетском корпусе, общину которого впоследствии по благословению владыки Феодосия, тогда уже возведенного в сан митрополита, создал.
В течение 5 с лишним лет – с середины 1995 до начала 2001-го подвизался он в православных общинах Полтавы – Вознесенской, затем в уже создаваемых с его участием - Иоанно-Богословской (председателем Приходского совета которой был по благословению владыки Феодосия), Покровской и Свято-Сампсониевской Корпусного храма Петровского Полтавского кадетского корпуса.
Повторяю: три последние были созданы по его инициативе и по личному благословению митрополита. Занимаясь организацией деятельности православных общин, он успевал и на других фронтах – участвовал в создании и помогал в организации работы различным общественным структурам – православным, экологическим, скаутским, защищающим права детей инвалидов…
В нелегкий для себя период (отсутствие поддержки, острая нехватка финансов) он поступил на работу в… Либеральную партию Украины Владимира Щербаня. Этот непродолжительный период Сергей Германович в шутку называет «темным пятном» на своей биографии, но оправдывается тем, что «в это же время членом ЛПУ был и наш великий соотечественник – Вячеслав Александрович Богуслаев»…
***
Но в начале мая 1998 года Проваторова захватила новая, масштабная идея… Неведомо, почему он раньше этого не замечал, вероятно, сказалось «медленно умирающее советское прошлое» - мы еще не научились ценить наши национальные и исторические корни, долгие годы бывшие вытравленными из сознания большинства народа…
«Однажды, - рассказал он, - один мой знакомый завел меня в бывшее, на то время заброшенное здание Полтавского высшего зенитно-ракетного командного училища, которое громоздилось в самом центре Полтавы, «возле Орла», как у нас говорят. И стал показывать огромные пустые, разграбленные удирающими постсоветскими прапорщиками и майорами помещения. Они даже деревянные балки-бревна из конструкции крыши выпиливали, срывали полы, отколупывали плитку…И вот меня завели в огромное здание «клуба», встроенное в самом центре главного корпуса. «Здесь был православный храм» - сказал мой товарищ, - до того, как коммунисты захватили власть и сделали здесь военную школу. А при царе здесь был кадетский корпус…»
Нужно сказать, что и при советской власти, и при украинской, на здании не было никаких признаков того, что здесь находилось до 1917-го. Поэтому неудивительно, что большинство полтавчан и до сих пор понятия не имеют о том, что в Полтаве с 1840 по 1919 годы действовал один из крупнейших в Российской Империи кадетских учебных заведений, обслуживавший четыре губернии.
Дальше Проваторов рассказал о том, что его «буквально потрясло увиденное». И с этого момента он начал искать информацию, ходить в библиотеки, в областной архив (доступа к Интернету тогда не было), и читать, читать, собирать сведения об истории кадетского корпуса. Так он узнал, что в этих стенах учился будущий великий подвижник веры Михаил Максимович, что покровителем корпуса был впоследствии прославленный во святых алапаевский мученик – князь из Императорского Дома Игорь Романов, что сюда на празднование 200-летия Полтавской Победы приезжал в будущем причисленный к лику святых Николай Второй…
Через несколько дней Проваторов позвонил митрополиту Феодосию и попросил срочно принять его и еще нескольких православных активистов. Владыка не стал спрашивать отчего такая спешка, каков вопрос, а назначил время назавтра на полдень.
И в следующий день они ушли из Епархиального управления с благословением и заверенными подписью и печатью митрополита документами, необходимыми для регистрации православного «Прихода Церкви Святаго Преподобнаго Сампсонія Страннопріимца». Это было в мае 1998 г.
Сейчас я могу только представить себе выражения лиц чиновников Полтавской облгосадминистрации, когда Проваторов принес им на регистрацию документы церковной общины с таким названием и заявил, что «нужно вернуть истинной канонической Церкви все, что у неё было отобрано в результате октябрьского революционного переворота»… Особенно душещипательно это выглядит потому, что, как известно, вопросами религий ведали отставники из бывших советских спецслужб…
С того времени уже открыто, публично и громко Сергей Германович встал на позиции русскости и борьбы за сохранение русского наследия. Борьба, нужно признать, была неравной тогда, неравной остается и сегодня.
И в этих новых своих занятия, нужно отметить, Сергей изрядно мешал местным украинским чиновникам своей необузданной тягой к справедливости. Не меньше, чем тогда, когда пытался пробить брешь в бюрократической обороне при решении вопросов о возврате церковного имущества и территорий, которые ранее занимали храмы Николаевский, затем, уже по благословению канонического епископа, Покровский на Павленках, и не меньше, чем тогда, когда боролся за права детей с ограниченными возможностями и их опекунов.
Уже тогда он выделялся страстью к организационно-документальной работе, которую у нас, русских общественников, способны тянуть без преувеличения сказать единицы. Ведь поорать на митинге или высказать свое мнение устно часто значительно легче, чем заниматься планомерной оргработой.
И, в общем-то, не Проваторов пришел к русским патриотам, а именно они заметили его, нашли и предложили влиться в ряды впервые создаваемой тогда Русской общины Полтавы, еще неформальной. Втянуть «православного русского экстремиста» в зарождающееся Русское Движение мы задумали вместе с Олегом Ивановичем Варнаковым и Виктором Степановичем Вяткиным. А реализовали через еще одного православного активиста, близкого нам, - Юрия Смолякова…
Так что, с конца 1998 г. Русское Движение на Полтавщине практически неразрывно связано с именем Проваторова. Трудно назвать сколько-нибудь заметную инициативу, которую можно было бы без натяжек назвать русской или пророссийской, к которой не был бы он причастен, особенно в период до 2002 года, когда Сергея Германовича пригласили работать в центральный штаб «Русского движения Украины» в Киев.
Во многом именно благодаря склонности Проваторова к мотивированию людей вступать в легальные организации (он тогда часто называл себя «теоретиком организаций»), в Полтаве и Полтавской области появились официально зарегистрированные русские общественные организации.
***
На всеукраинской общественной арене Сергей Германович проявился на I Съезде русских в мае 1999 г., где полтавчане доверили ему возглавлять делегацию от области с согласия и поддержки Валентины Ивановны Ермоловой, председателя УОРК «Русь» - старейшей и на том момент самой авторитетной русской общественной организации всеукраинского масштаба. После Съезда он активно включился в создание общественных организаций для защиты русской культуры и истории.
Все организации, которые тогда и позже возникли на Полтавщине и имели хоть какое-то отношение к Русскому Делу - Отделения «Русского совета Украины» и «Русского движения Украины», Русская община Полтавы, Русская община Полтавщины, Союз русских литераторов Полтавщины, Полтавский отряд Братства Православных Следопытов (под эгидой Московской Патриархии), Товарищество последователей Короленко – создавались по его инициативе или при его непосредственном участии.
Проваторова власти не любили, сотни писем и заявлений, написанных в различные инстанции в городе, области, в Киев, попытки решать проблемы конкретных людей, выводили чиновников из себя. Во время избирательной кампании 2002 года на заседании территориальной избирательной комиссии, ее разъяренный председатель В.Похилюк разорвал его регистрационные документы публично, даже в присутствии народного депутата А.Кулика. Но Проваторов подал в суд и выиграл его, добившись регистрации. Хотя, конечно, рассчитывать на победы при полном отсутствии финансовых ресурсов и вязком противодействии властного аппарата было практически нереально.
В «полтавский период» своей деятельности Проваторов поднимал на острие пера вопросы по многим проблемам, связанным не только с жизнью православных общин, русской историей и культурой, сохранением памятников и памяти…
Подвижничество в этой области стало приоритетом в жизни Сергея Германовича, принесли ему как немало достижений и успехов, так и осложнений в жизни и возможностях карьерного роста, связанных со сложным восприятием прав и интересов русскокультурного и русского населения.
***
В общем и неудивительно, что неуёмная жизненная энергия и умения в области аппаратной работы привели его в «Матерь городов русских».
Уже осенью 2001 г. его пригласили работать в центральном аппарате крупнейшего на тот момент русского объединения - Всеукраинской общественной организации «Русское движение Украины» и Партии «За Русь единую!» (будущего «Русского блока»). А после окончания неудачной избирательной кампании 2002 г., в сентябре его призвали на работу в Киеве уже на постоянно. И уже осенью он был назначен заместителем председателя ВОО «Русское движение Украины» по делам молодежи.
Вместе с Николаем Ефименко и Александром Прокопенко, Сергей Германович был одним из организаторов осенью 2002 г. газеты «Русская Правда», вспоминая первые шаги которой мы обязаны помянуть добрым словом А.Г.Свистунова и П.Б.Баулина.
Значение «Русской Правды» - единственной по сути русской газеты республиканского масштаба, для становления Русского Движения трудно переоценить. Как бы не хулили газету и ее делателей, она для многих русских людей остается источником сохранения русскости, нитью, связывающей с Россией. Во многом благодаря настойчивым стараниям Проваторова газета смогла продержаться все эти годы. Кстати будет напомнить, что в следующем 2012 году «Русской Правде» исполнится 10 лет, и не хотелось бы, чтобы этот юбилей стал лебединой песней, пропетой из-за постоянного недостатка средств для того, чтобы издание вывести на более достойный уровень.
С.Г.Проваторов известен как автор многочисленных программных и аналитических статей, которые издавались в различных СМИ.
Будучи полтавчанином по рождению, он активно и системно помогает русским организациям Полтавщины. Восстановление областной олимпиады по русскому языку, литературные и исторические конкурсы, акция «Георгиевская ленточка», отмечание юбилейных дат, связанных с В.Г.Короленко, И.Ф.Паскевичем, Полтавской Победой, Н.В.Гоголем - все эти мероприятия прошли при его участии.
Нам, полтавчанам, трудно иногда бывает своевременно реагировать на сыплющиеся из головы Проваторова, как из фантастического рога изобилия, идеи.
Сергей Германович был соавтором проекта «Русский Гоголь», посвященного 200-летию Н.В.Гоголя, результатом которого стали различные конкурсы, экскурсии, научная конференция в Миргороде в 2009 году.
При его непосредственном участии и помощи была реализована программа «Полтава-300» и ее элементы - акция «Маршруты памяти», международная научно-практическая конференция «Полтавская битва. Взгляд из современности», информационно-просветительский проект «Героическая оборона Полтавы».
Конечно, мы работали, работаем, и будем работать. Но поддержка, которую Сергей оказывает нам, пусть и исходя из малых возможностей, просто бесценна.
Сергей Германович активно принимает участие в интеграционных процессах русских Украины, организаций соотечественников. Практически никто сегодня не может отрицать, что именно благодаря его энергии и настойчивости стало возможным создание на Украине системы КСОРС (Координационных Советов организаций российских соотечественников).
Здесь он не страдает ложной скромностью и говорит: «правильно это или нет, но система КСОРС для меня сегодня – это главное русское дело».
Он считает, что Русское Движение ни в коем случае нельзя отрывать от Российской Федерации, и от Движения российских соотечественников. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что именно в этом отношении таится причина разногласий, которые возникли между А.Г.Свистуновым и некоторыми его сторонниками, и С.Г.Проваторовым, А.В.Прокопенко и теми, кто поддержал их.
Движение российских соотечественников на территории Украины, являющееся частью Движения мирового, поддерживаемого нынешним российским государством на уровне государственной политики, - считает Проваторов, - это и возможность сохранить Русское национально-культурное движение.
«Русские без служения Русскому государству – не выживут, у них нет другой цели, оправдывающей русскость», - говорит Проваторов, - а более русского государства, чем Российская Федерация, у русских не будет в ближайшем обозримом будущем».
Еще три года назад, когда государство находилось в удушающих объятиях «майданных националистов», по инициативе Проваторова и его ближайшего соратника и союзника А.В. Прокопенко была создана новая Всеукраинская организация - «Русское содружество», построенная по абсолютно новому для Движения соотечественников Украины принципу – конфедерации. В неё на сегодня входит 69 общественных организаций. Именно «Русское Содружество», созданное Проваторовым и Прокопенко, стало базовой основой для системы КСОРС, о которой сегодня так много и по-разному пишут и говорят, которая вызывает такую жесткую полемику.
Создать организацию, «собранную из организаций» дело непростое, тем более, что войти и выйти из нее можно элементарно, и конфликтные ситуации внутри тоже случаются, но это опять таки «болезнь роста». А вообще-то одним из двух несущих моторов «Русского Содружества» все эти годы остается Проваторов. Обратите внимание, никто, даже его недоброжелатели (кроме самых лживых) не могут упрекнуть его в безделье или безынициативности. Некоторые говорят о нем, как о «механизме, производящем документацию». Но что поделаешь, ведь кто-то должен ее производить.
***
Если внимательно посмотреть на то, что делает Сергей Проваторов на протяжении 2006 – 2011 годов, станет ясно, что как никто другой на Украине в среде организаций соотечественников он болеет за то, чтобы консолидация этих организаций состоялась на простых и понятных принципах. И, что самое важное, пусть и со значительными усилиями, с преодолением препятствий, но система КСОРС начинает функционировать.
Другое дело, что значительная часть лидеров, с одной стороны понимает, что нужно консолидироваться в единое Движение, а с другой никак не может смириться с новым форматом организации взаимодействия.
Насколько я его знаю, он всегда был в значительной мере человеком прямым и «чрезмерно принципиальным» для восприятия большинством людей. Наверное, именно потому, что он стал главным вдохновителем и лоббистом создания системы КСОРС на Украине, от противников консолидации ему досталось немало информационных ударов и оскорблений.
Сергей Германович методично, самоотверженно с 2006 года (как и ранее в пользу «Русского движения Украины»), занимается пропагандой идей консолидации. Он боролся с теми, кто хотел разрушить саму возможность объединения организаций соотечественников в систему КСОРС. И его идеи (разумеется, при значимой и достаточной поддержке со стороны и Посольства РФ, и Представительства Россотрудничества на Украине, а в 2010 – 2011 годах, как показали результаты, и при поддержке системы со стороны Генеральных консульств РФ в Симферополе и Одессе) нашли практическое воплощение.
Нисколько не преуменьшая вклад других лиц и организаций, не побоюсь сказать, что именно Сергей Проваторов стал тем молотобойцем, который пробил брешь в стене непонимания необходимости, важности и возможности консолидации организаций соотечественников в Движение российских соотечественников. И мне сдается, что именно он и ввел в употребление на Украине это понятие – «Движение российских соотечественников», не как альтернативу, а как укрепление для начавшего разваливаться в 2004-2005 годах нестройного Русского Движения, о котором Проваторов писал в одной из недавних статей. Он считает, что оно лишь по формальному признаку применяемого к нему названия было «движением», не став таким из-за отсутствия воли объединить лучшее ради цели более высокой, чем амбиции одного человека: «Это было движение хаотическое, при всех попытках его упорядочить, но оно несло в себе потенциал стать Движением с большой буквы. Для этого в нем нужно навести порядок на основе единого понимания целей, задач, правил взаимодействия и принципов взаимоуважения и взаимной поддержки».
И если говорить о плодах работы, то, после «Русской Правды», создание системы Координационных Советов организаций российских соотечественников – самый большой и важный на сегодня плод его деятельности. А то? что он делает, он делает не щадя здоровья и времени, практически лишив себя того, что называется «личная жизнь», «семья», «быт», но с искренними побуждениями сделать все, что в его силах, чтобы дружба, взаимопомощь, взаимодействие – стали главными принципами работы в Движении российских соотечественников, помогли возродить и сделать единым то, что многие годы светило нам в жизни – веру в крепкое Русское Движение.
Виктор Шестаков Источник: Русский век
Комментировать | | Обсудить на форуме |