После аварии на японской атомной электростанции «Фукусима-1» Харьковская санитарно-эпидемиологическая служба усиленно контролирует уровень радиации в воздухе, в продуктах и даже... автомобилях.
Жителям области сейчас ничего не угрожает, считают специалисты.
Как известно, продукты радиоактивного распада, которые образовываются в результате аварий на атомных электростанциях, попадают в приземный слой воздуха или верхние слои атмосферы и могут «путешествовать» на достаточно длительные расстояния.
По словам заведующего радиологическим отделом Харьковской областной санэпидемстанции Ивана Пинчука, радиологические отделы абсолютно всех харьковских СЭС – областной, городской и районных – постоянно проводят дозиметрические измерения уровня радиации в воздухе.
– Мы измеряем гамма-фон три раза в день: приходим на работу и сразу включаем дозиметры, – говорит специалист. – Причем контролируем его не только в точках постоянного измерения, но и выезжаем на объекты, расположенные по всей области. На сегодняшний день ситуация у нас стабильная.
По данным областной СЭС, с 28 марта по 1 апреля гамма-излучение на территории региона составляло 0,12-0,18 мкзв/ч. Этот уровень не превышает значений естественного радиационного гамма-фона и показатели не отличаются от значений, которые регистрировались на нашей территории до аварии. В атмосферных осадках техногенные радионуклиды не выявлены. Специалист сомневается, что Харькову угрожает что-то серьезное.
– Географически мы удачно расположены по отношению к Японии, – считает Иван Пинчук. – Если к нам будет идти радиоактивное облако с йодом, первыми зарегистрируют его западные регионы. Облако может прийти и через Россию, но там сейчас спокойно: нет проблем даже на Дальнем Востоке.
Усиленный контроль за содержанием радионуклидов в воздухе, товарах и продуктах питания пока также ничего угрожающего не выявил. Санитарные врачи тщательно проверяют продукты питания, которые могли поступить из зоны возможного загрязнения. Особое внимание уделяется ресторанам японской кухни, суши-ресторанам, супермаркетам. До сих пор многие владельцы этих заведений, рекламируя свою продукцию, заявляли, что сырье для блюд доставляется прямо из Японии. Теперь наступило время отвечать за свои слова. Впрочем, весь импорт еще до границ Харьковской области проходит через дозиметрические кордоны.
– Импортная продукция, которая официально ввозится на территорию Украины, проходит контроль по всем показателям, в том числе подвергается и радиологическим исследованиям. Товары, которые могли быть ввезены неофициально, мы будем выявлять и исследовать, – говорит Иван Пинчук. – Йод в пищевых продуктах не нормируется, но он является неким индикатором: по его содержанию мы можем судить, доходит ли к нам содержащая радионуклиды продукция. Период полураспада радиоактивного йода-131 составляет восемь суток. По истечении этого периода его активность снижается в два раза, а еще через восемь суток – в четыре раза, а через 80 дней йод распадается полностью. Думаю, до нас могут дойти только остаточные явления, тем не менее мы усиленно проверяем продукты на его содержание.
На сегодняшний день проведенные исследования ( а их было 114) не выявили превышений допустимых гигиеничных нормативов.
Однако радиация может попасть в Украину не только по воздуху и через продукты питания, но и «приехать» в любом товаре, побывавшем в зоне заражения. Так, специалисты не исключают, что сейчас активизируются отечественные «предприниматели», и из Японии на авторынки Украины начнут поступать автомобили-«утопленники».
– Могут найтись люди, которые будут готовы преодолеть большое расстояние ради получения сверхприбыли, ведь эти автомобили можно вывозить из Японии почти даром, как металлолом. К примеру, после наводнения в Германии в воде вылавливали машины и везли к нам продавать, – вспоминает Иван Пинчук.
В Харькове усилен радиационный контроль
Машины, поплававшие в радиоактивной воде, представляют немалую опасность, говорит медик. Конечно, любые радионуклиды можно удалить методом дезактивации, но обработать автомобили можно только сверху, сняв поверхностные загрязнения на кузове. А вот внутри автомобиля эти вещества удалить тяжело.
Но до того как товар дойдет до конечных потребителей, он пройдет дозиметрический контроль, который проводится службой экологии. Дозиметрические посты есть на всех таможенных постах.
Впрочем, учитывая расстояние от Японии, пока автомобили до нас доберутся – йода, например, в них практически не будет. Тем не менее областная СЭС нацеливает районных специалистов на то, чтобы они обращали внимание и на поступающие японские подержанные автомобили.
Источник: http://vecherniy.kharkov.ua/
Комментировать | | Обсудить на форуме |