Накануне длиннющим, продлившемся до полуночи, концертом в трех актах было отмечено 90-летие главного театра страны — Латвийской Национальной оперы. Это все-таки был праздник. Хотя действительно — местами со слезами на глазах. Для интересующихся светскими моментами заметим: зато банкет с «горячей пайкой» (редкий нынче вариант!) шумел до утра!
Откроем карты сразу и скажем, что главной фишкой концерта должен был стать приезд ведущего дирижера мира — нашего Мариса Янсонса. Его приезд анонсировался еще в сентябре, именно под его творческие планы была подгадана дата проведения концерта. Именно из-за этого в продаже были дорогие билеты — достаточно сказать, что автор этих строк, как и многие другие меломаны, купил билет за 25 латов. Если в обычные дни за эту цену можно купить два билета в первый ряд партера, то сейчас это была цена одного места в третьем ряду второго балкона.
А Марис Янсонс, увы, не приехал. Зная Янсонса лично и его ответственность перед родиной, поклонниками его творчества, можно верить его слову — «заболел». Действительно, мы сейчас все гриппуем. Дирижер выражает большое сожаление и это правда, учитывая и тот факт, что еще полгода назад великий музыкант писал в Ригу (это его письмо было сейчас зачитано), что «выступить на одной сцене с Раймондом Паулсом — для меня это мечта!» И это действительно не пустые слова, учитывая, что Раймонд Паулс был знаком с отцом Мариса, народным артистом СССР Арвидом Янсонсом. Впрочем, как сказала соведущая концерта (наряду с директором Оперы Андрейсом Жагарсом) директор радиоканала «Классика» Гунта Вайводе, «будем верить, что эта мечта когда-нибудь все-таки сбудется». Будем!
«А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо». Концерт открыл наш старинный знакомый, президент Латвии Валдис Затлерс, пославший прямо со сцены всем воздушный поцелуй. Присутствовал и промолчавший премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис. А потом на сцене пел цвет латвийского оперного искусства, который нынче блистает за рубежом. И каждый из них из любви к театру, в котором они начинали, отказались от гонораров за концерт. Тем более что в пору латвийского кризиса (бюджет Оперы существенно сокращен!) гонорары все равно символические.
Достаточно сказать, что превосходно пела живущая сейчас в Дюссельдорфе Инесе Галанте — арию из малоизвестной оперы Альфредо Каталани «Валли». А работающая сейчас в Гамбурге Инга Кална великолепно спела знаменитую Casta diva из «Нормы» Беллини. Приехавший из-за рубежа Александр Антоненко недавно выступал в концерте в честь 125-летия Метрополитен-опера в Нью-Йорке (действительно честь для артиста!). Он великолепно пел арию из «Симоны Боканегра» Джузеппе Верди и арию из «Богемы» Пуччини. Пели Сонора Вайце, Самсон Изюмов, Кристине Ополайс, многие-многие другие.
Второй акт был посвящен искусству балета — фрагменты из «Лебединого озера», «Корсара», «Бахчисарайского фонтана», «Песочного человека», «Опасных связей», эйфмановской «Анны Карениной». В общем, ретроспекция почти всех хореографических спектаклей театра. Кстати, особый смысл имела фраза улыбнувшегося господина Жагарса про то, что «балет — особая часть латвийского экспорта». В результате прозвучал одинокий, но звонкий аплодисмент зрителя со второго балкона (не мой!), который явно аплодировал знатным хореографическим эмигрантам Барышникову, Годунову и Лиепе.
А завершилось все увертюрой Вагнера к опере «Тангейзер» — ее вместо отсутствовавшего Янсонса замечательно продирижировал Александр Вилюманис. А потом было выступление Раймонда Паулса — играл свою знаменитую сюиту из кинофильма «Театр». А театр у нас в Латвии все-таки хороший. В лучшем смысле слова академический. Надеемся, что через десять лет, на столетие Оперы, будет и вовсе все замечательно.
Жзл
Комментировать | | Обсудить на форуме |