Ученые предрекают, что уже в ближайшем будущем поп-музыка деградирует до примитивного уровня.
Меньше аккордов, больше шума
В самом ли деле современная поп-музыка убога как никогда? Или так только кажется? Этими вопросами задался испанский исследователь Мартин Харо из Университета Помпеу Фабра в Барселоне. Он проанализировал с помощью компьютера 500 тысяч песен, записанных с 1955 по 2010 год. И выяснил: произведения, созданные в последнее время, более примитивны, чем те, которые люди слушали в 50-е и 60-е годы прошлого века. И даже в 70-е и 80-е.
Нынешние мелодии, как правило, незатейливы. И часто повторяются - в том смысле, что одна может быть похожа на другую в мелких и крупных отрывках. В мелодиях меньше аккордов. Переходы от одной темы к другой тоже не отличаются разнообразием. Музыкальных инструментов, использованных в аранжировках, меньше, чем в былые годы.
Но при этом современные композиции звучат громче. На студиях специально добавляют звук. И если воспроизвести сначала ретрокомпозицию, а потом современную на одном и том же уровне громкости, то последняя будет звучать громче.
Мартин Харо объясняет "удар по ушам" тем, что и авторы композиций, и звукозаписывающие компании стараются привлечь внимание к своей продукции. Понимают, что привлекать-то особенно нечем. И выбирают единственно возможный способ - добавляют громкости.
Исследование Харо объясняет, почему так популярны в народе ретропредставления вроде "Дискотеки 80-х" или "Дискотеки 70-х". Дело не в тоске пожилых людей по ушедшему времени, как принято считать. Просто музыка тогда, даже танцевальная, была лучше.
Ученый предостерегает: если поп-культура продолжит деградировать теми же темпами, то еще через 50 - 60 лет ее уровень станет совсем примитивным. И, наверное, сравняется с уровнем планеты Плюк из галактики Кин-дза-дза, на которой артистами работали персонажи Яковлева и Леонова. И пели "Ы-ы-ы-ы". Местным нравилось.
Связанные одним ритмом
Не все так плохо. Даже сильно деградировавшая музыка продолжит объединять людей. Собственно, ради этого она и появилась. К таким выводам пришли американские ученые, которые попытались понять, откуда берется стадное чувство на массовых концертах? Почему слушатели дружно орут, машут руками, подпевают, скандируют слова песен?
В своих экспериментах исследователи попросили 879 студентов послушать семь разных композиций. Среди них были печальные и бравурные, военные марши и музыка, которую исполняют во время спортивных состязаний, а также ритуальный барабанный бой. И каждый раз ученые выясняли: какие чувства испытывали добровольцы и как они воспринимали других участников эксперимента во время прослушивания? Оказалось, что у тех студентов, на которых мелодии произвели самое сильное впечатление, возникало горячее желание чуть ли не породниться с другими слушателями.
- У мелодий, песен есть уникальная способность оказывать влияние на настроение и поведение сразу большого количества людей, в результате чего у каждого человека возникает стремление объединиться в организованную группу, - уверяет один из исследователей, Крис Лерш. - Поэтому, скорее всего, самая первая музыка возникла на заре эволюции, чтобы объединить первобытных людей в сплоченный и управляемый коллектив. А потом она стала необходима для налаживания контактов и укрепления дружеских связей.
Ученые предполагают, что даже сегодня мы ходим на массовые концерты только ради того, чтобы влиться в толпу.
- Между людьми образуются такие крепкие связи, что даже на короткое время представления все вокруг становятся как будто бы членами семьи, - поясняет ученый. - Не важно, что вы незнакомы. Музыка связывает вас и управляет вами не как отдельной личностью, а как членом группы. И, как правило, когда человек превращается в часть большого целого, то он испытывает сильный душевный подъем. Ведь в жизни любой из нас стремится быть идеальным членом команды. Желание влиться в коллектив - это чувство сродни наркотическому.
Источник: http://kp.ua/
Комментировать | | Обсудить на форуме |