Впервые после развала СССР на его территории стартовал серьезный интеграционный процесс. В пятницу лидеры России, Белоруссии и Казахстана урегулировали вопрос по единому таможенному тарифу. Он станет действовать на территории этих стран с 1 июля 2010 года, а сам Союз появится 1 января 2010 года. Его участники не устают повторять о миллиардах сэкономленных долларов, однако, по мнению экспертов, для России важнее политические преимущества от этой организации. Ведь на базе экономических соглашений можно будет перейти к созданию общих политических структур, чего давно добивается Москва.
Страшная новость
В пятницу лидеры России, Белоруссии и Казахстана урегулировали вопрос по единому таможенному тарифу. Об этом по итогам саммита трех стран в Минске сообщил журналистам первый вице-премьер России Игорь Шувалов.
Как передает «Интерфакс» слова чиновника, новый таможенный тариф – на 92% система пошлин России. «Нам пришлось согласиться с нашими партнерами по понижению определенных таможенных пошлин в отношении некоторых групп товаров, а нашим партнерам пришлось некоторые таможенные пошлины повышать», − цитирует Шувалова агентство. Что это за «определенности», Шувалов не сказал, сообщив лишь, что Казахстану пришлось принять свыше 5 тыс. поправок по пошлинам.
При этом участники саммита в один голос заявляют: Таможенный союз – лишь часть интеграционного процесса. В частности, как подчеркнул президент Белоруссии Александр Лукашенко, «наша конечная цель – создание единого экономического пространства, а Таможенный союз − важнейший шаг на пути к нему» (цитата по РИА «Новости»).
Коварная сантехника
Впрочем, президент Белоруссии отметил, что определенные барьеры между странами пока остаются. Среди них он назвал «нетарифные, сантехнические, фитосанитарные и технические» вопросы.
Стоит заметить, что странам еще предстоит согласовать некоторые вопросы, в частности, вопросы об экспортной пошлине на нефть. Предполагается, что ситуация с ней будет решена Россией и Белоруссией в течение первого полугодия 2010 года.
Выгодное дело
По итогам саммита его участники не стеснялись говорить об экономических выгодах, которые принесет начало функционирования Союза. «Создание Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана позволит трем странам получить к 2015 году прирост ВВП в размере свыше 15%», − цитирует «Интерфакс» слова лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева.
По его словам, создается рынок с населением в 170 млн человек, совокупный промышленный потенциал которого составляет 600 млрд долларов, а резервы нефти − 90 млрд баррелей. «Общий эффект от создания Таможенного союза составляет 400 млрд долларов для России и 16 млрд долларов для Белоруссии и Казахстана… Единый рынок в 2 трлн долларов станет привлекательным для инвесторов», − уверен Назарбаев.
Старая пластинка
Напомним, Россия, Белоруссия и Казахстан уже давно вели переговоры о создании единого пространства. В июне 2009 года Владимир Путин сделал сенсационное заявление – о намерении трех стран вступить во Всемирную торговую организацию не по одиночке, а коллективно, в рамках союза.
В ноябре 2009 года о первых экономических плодах союза заявил президент России Дмитрий Медведев. В частности, по его словам, усилился интерес западных стран к вступлению России в ВТО. Кроме того, о своем желании вступить в будущее единое пространство заявила Киргизия, уже являющаяся членом Всемирной торговой организации.
Политика победила экономику
Впрочем, отраслевые эксперты, в отличие от политиков, пока осторожно комментируют «светлое будущее» Таможенного союза. «Основная статья формирования нашего бюджета – экспорт нефти и газа, а также металлов, удобрений и прочего сырья, − говорит аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский. − Очевидно, что основные покупатели находятся вовне Таможенного союза, и обнуление пошлин вряд ли скажется в лучшую сторону на соответствующих российских доходах».
Зачем же тогда Россия так настаивала на создании Таможенного союза? «Экономические преференции в данном случае – не главное», − отвечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. По его словам, реальная экономическая выгода возможна, но она будет зависеть от того, какой станет общая стратегия Союза. «Проблема в том, что в ряде отраслей – нефтехимии, легкой промышленности, тяжелом машиностроении – Россия и Белоруссия конкурируют», − отметил Абзалов.
Как полагает эксперт, Россия ставит на Таможенный союз, понимая, что от экономической базы затем можно будет перейти к созданию общих политических структур и общей обороны. «Москва использует опыт Евросоюза, формировавшегося также на базе экономических соглашений», − уверен Абзалов.
Источник: http://www.vz.ru/
Комментировать | | Обсудить на форуме |