Сегодня пятый день Масленицы, который называется тещиными вечорками, а завтра, в масляную субботу – золовкины посиделки. Названия, разумеется, не случайны. Обычай посвящения двух масленичных дней матери жены и сестре мужа имеет давние корни и предусматривает следование старинным правилам поведения. Вот поэтому стоит сначала упомянуть о них, а уж потом переходить к рассказу о пиршественном столе.
Тещины вечорки
Иногда их путают с третьим днем Масленицы, когда теща, то есть мать жены, угощала своего зятя, то есть дочкиного мужа, блинами. В пятницу же масленичную наоборот – зять должен был давать ответный прием. Полагалось ему не просто пригласить тещу накануне, а зазывать ее старательно, уважительно и неутомимо. Мало того, он должен был утром в пятницу прислать за ней нарядно одетых нарочных, передающих еще раз желание зятя угостить тещу (которые так и назывались – «позыватки»).
Считалось, что таким образом выказывается должный почет, в ответ на который «именинница» будет потом привечать главу молодой семьи. А если, паче чаяния, зять пренебрежет обычаем, то это сулит вечную вражду между домами, поскольку означает сильнейшее оскорбление жениных родителей.
Впрочем, у тещи с тестем тоже после зазывания возникали обязательства подготовительного характера для пятничной встречи. Бабонька должна была еще в четверговый вечер прислать «оборудование»: таган, сковородки и половник, а мужик – обеспечить «расходный материал»: мешок гречневой (именно гречневой!) муки и масло.
Особенно важным было соблюдение всех тонкостей обычая молодоженами, ведь для них это были первые тещины вечорки, которые имели, помимо всего прочего, нравоучительный смысл: молодые собирали родню для того, чтобы она поучила их жизни, вразумила на семейный лад. В таком случае в праздновании участвовал и дружка жениха, хлопоча, как на свадьбе, за что получал подарок.
Золовкины посиделки
В масленичную субботу молодая невестка должна была пригласить в гости сестер мужа, а если она новобрачная – то и одарить их. При незамужних золовках можно было вместе с родней мужа позвать и своих подруг, которые еще не сыграли свадьбу, а при замужних – звать только тех, кто уже обзавелся семьей.
Кстати, существует достаточно распространенное мнение о том, что «золовка» происходит от слова «зло». Это неверно. Золовка – по древнему обряду – при вхождении в дом новобрачной жены брата должна была обвести ее вокруг печки – сакрального центра избы и осыпать золой, якобы представляя ее домовому как «свою» в доме. И лишь с утратой сакрального смысла обряда появились присловья о золовке-колотовке-мутовке, о том, что она хитра на уловки и вообще – смутьянка.
А еще устраивались смотрины новоиспеченной хозяйки, на которые собиралось множество народа не только из своего, но и соседних селений. Кульминацией смотрин был ритуал прилюдного целования молодухой своего мужа, для которого он выходил на середину комнаты. После этого гости по очереди целовали ее со словами «спасибо на Масленице» и отправлялись обходить другие дома.
Что подавали к блинам и с блинами?
Еще Домострой предписывал набор яств, подаваемых на Масленицу вместе с блинами: « …хворосты, орехи разные: лесные, грецкие, миндаль чищеный, сласти, шишки, сыры губчатые, молоко вареное, сыры сметанные сухие». Что касается хвороста, то что это такое, думаю, всем известно ,а вот что такое шишки – знаете?
В данном случае – это печенье из ячневой и пшеничной муки (в соотношении 1:2,5), для которого ставится крутое дрожжевое тесто на молоке, а потом добавляются растертые в однородную массу сливочное масло и сахар (3:1). Из теста лепятся шишки, которые затем смазываются яичным белком, обсыпаются колотыми/резаными орешками и/или семечками и выпекаются.
Сыры губчатые – это не что иное, как творожная масса, сбитая со сметаной. Сыры сметанные сухие – что-то навроде современных сырников из сухого творога, который размачивается довольно долго в воде (от 12 до 15 часов), увеличиваясь в объеме в несколько раз. В него добавляют муку, сметану, масло, а при желании – картошку, морковку или тыкву, лепят лепешечки и жарят.
Но перечисленными кушаньями накрытый стол не ограничивался. Что касается благородных сортов рыбы, красной и черной икры, так она была, конечно же, далеко не в каждом доме. Зато без грибной редкий стол обходился. Ее готовили из соленых рыжиков, груздей и даже боровиков: мелко рубили с репчатым лучком и заправляли растительным маслом.
Икру (или масло) делали и из селедки, которую тоже меленько крошили и смешивали либо с растительным, либо со сливочным маслом. Рыбьи хрящи тоже шли на икру: их отваривали в соленой воде, измельчали, добавляли мелко порезанный репчатый лук, сметану, перец (у кого был), а позднее в заправку стали класть томатное пюре. На худой конец, готовили подливку пожаренного на растительном масле лука (между прочим, очень вкусно, если макать в нее блины).
Овощную начинку для блинов делали из моркови, тыквы или репы – их резали на мелкие квадратики, варили, заправляли сметаной и сразу подавали, чтоб не остыла. Блинники пекли повсеместно – это пироги, в которых стопка блинов переслаивается фаршем, например, из яиц с маслом, а потом выпекается. Блинник с фаршем из творога с яйцами назвался «попадьин пирог».
Рассыпчатые каши тоже подавали к блинам.
Из сладких приправ использовались чаще всего мед и варенье. А еще запекали в печке половинки яблок, которые потом растирали и подслащивали сахаром. Или же резали ломтиками, обваливали каждый в яйцах и муке либо сухарях и жарили в на сковородке в масле с добавлением свиного сала, а готовое угощение обсыпали сахаром или сиропом.
…Быть может, вы заметили, что при всем разнообразии кушаний (а ведь это далеко не полный их перечень) нет ни одного мясного. Почему? Потому что Масленица – это сырная седмица, последняя неделя перед Великим постом. И хоть она сплошная (то есть среда и пятница не являются постными днями), но по церковному уставу мясную пищу есть не дозволяется. Но и без нее блинные пиршества всегда были обильными, сытными, вкусными.
Комментировать | | Обсудить на форуме |