Сегодня, 21 января, начинается суд над Сергеем Шведко, журналистом из Донбасса, который сомневается, что Голодомор был геноцидом
21 января на Украине состоялся первый в новейшей истории суд над человеком, который посмел публично усомниться в том, что голодомор 1932-33 годов был именно геноцидом украинского народа. Подсудимый - Сергей Шведко, главный редактор районной газеты «Родное Приазовье», издающейся в Новоазовске (Донецкая область).
25 ноября 2009 года Шведко опубликовал статью под названием «Голодомор шагает по стране», которая очень не понравилась некоему украинскому бизнесмену, главе Новоазовской районной организации «Наша Украина» Василию Коваленко. Любопытно, что ответчик родом из того же села, что и истец - Безыменного. Только Шведко - коренной житель, а Коваленко туда переехал лишь в 90-е годы.
Заседание Фемиды проходило в здании Новоазовского райсуда и собрало огромное количество «болельщиков» - и из родного села ответчика, и из Новоазовска. Большинство явно поддерживало редактора газеты, поскольку считало, что тема голодомора – чистой воды спекуляция украинских властей.
- Говоря, что в наших селах были голодные смерти, Киев обижает нас лично, - заявил корреспонденту «Свободной Прессы» один из присутствующих на суде жителей села Безыменного. – Поскольку никакого голодомора у нас не было и в помине.
Открыв заседание, судья, почувствовав, видимо, настроение аудитории, предложила истцу забрать иск, но тот оказался. После прений сторон, судья закрыла заседание и заявила, что слушания по существу назначает на 5 февраля. На этом и разошлись.
После окончания заседания корреспондент «Свободной Прессы» задал несколько вопросов ответчику Сергею Шведко.
«СП»: - Ваши впечатления от заседания?
- Хорошие. Но все же я надеюсь, что буду не только первым, но и последним подсудимым по делу голодомора. После Сталина, разумеется.
«СП»: - Откуда такая уверенность?
- Не получится у чиновников столь часто и столь нагло нарушать Конституцию страны. Впрочем, на днях в свет вышел новый закон о восстановлении и сохранении исторической памяти украинского народа, завизированный уже главой секретариата Ющенко. Это опасный документ, но никто из претендентов на президентское кресло – ни Янукович, ни Тимошенко ни сказал ни слова против этого закона. А в нем говорится, что среди тоталитарных режимов, оккупировавших в разное время Украину числятся наравне с Третьим Рейхом - также СССР и Украинская ССР. При этом закон предусматривает уголовное наказание за неприятие официальных оценок тоталитарных режимов, которые, якобы, организовали геноцид украинского народа.
«СП»: - Вы считаете, новый глава страны, который будет избран 7 февраля, продолжит политику Виктора Ющенко в этом вопросе?
- Если политик хочет контролировать всю Украину, он должен быть националистичен. Стало быть, тема голодомора может быть продолжена и, скорее всего, будет продолжена. Хотя в своей статье я не ставил под сомнение факт голодомора 1932-33 годов. Как и то, что эта трагедия была преступлением тогдашней власти. Однако я не согласен с тем, что Голодомор следует квалифицировать как геноцид украинцев - это противоречит определению этого понятия, принятого ООН. Ведь от голода погибали не только украинцы, но и русские, казахи и другие народы СССР. Мне очень не нравится, что Ющенко и власть смакуют натуралистические подробности этого кошмара, а цифры смертей преувеличивают.
Корреспондент «Свободной Прессы» побеседовал и с Шведко-старшим – Евгением Евгеньевичем, который возглавляет сельсовет Безыменного.
- Я родился в 1943-м году, - рассказал он, - и, естественно, не застал голодомора, но я очень хорошо помню рассказы односельчан и своих родных, которые утверждают, что голодных смертей в 30-годы на украинском побережье Азовского моря не было в принципе. И хотя власти в колхозных рыбацких артелях конфисковали все большие баркасы, в каждом дворе были лодки, а вкусного и сытного бычка ловили круглый год. Бычка ели вообще вместо хлеба. Плюс изобилие кефали, креветки и прочего. Так спасались в 30-х годах, в войну, в голод после войны. Недаром на Центральной набережной соседнего Бердянска стоит очень почитаемый памятник Бычку-кормильцу.
По рыбным запасам наше Азовское море самое богатое в мире. Только за последние три десятилетия оно обеднело - по причине неумеренного использования сельскохозяйственной химии в советские времена и нынешнего повального браконьерства. А в 30-х годах рыбу было некуда девать. Одна артель Безыменного за 1933 год сдала государству почти 1000 пудов ценных осетровых пород – 16 тонн. Каждый осетр шел под два метра, а белуга и того больше. Разве умирающие от голода мужики могли поднять с моря такой улов, а подняв – умереть с голода? Поймите, никто не отрицает трагедию Голодомора. Но зачем врать и фальсифицировать? Зачем, например, в «голодоморные» жертвы записали семью из нашего села, сгоревшую в хате, и всех наших рыбаков, погибших в море?!.. Это же вранье!
Своих жертв Азовское море и без того забирает каждый сезон. Рыбаки гибнут даже сейчас, когда есть мобильные телефоны и летает спасательный вертолет. А раньше не вернуться с моря - обычная судьба. Половина старых крестов на нашем кладбище стоят над пустыми могилами. Это традиция, чтобы семьям было где помянуть не вернувшихся рыбаков. Называть их «жертвами голодомора» - значит оскорблять память мужчин, погибших честной рыбацкой смертью… Истец Коваленко требует от суда признать публикацию Шведко противоправным действием, направленным на унижение национального достоинства украинцев, надругательством над памятью жертв Голодомора и публичным опровержением Голодомора как геноцида украинцев. Он также требует от газеты опровержения статьи.
- Свои требования, - заявил он, - я обосновываю ст.1 Закона о Голодоморе 1932—33 годов, который признает те события геноцидом, а также статьи 2, в которой говорится, что отрицание Голодомора как геноцида является противоправным действием.
Статья 2, на которую ссылается Коваленко, называет противоправным не отрицание голодомора как геноцида, а отрицание Голодомора в принципе - как события, имеющего место в истории. Поэтому юристы считают, что дело не будет иметь перспективы, поскольку журналист в своей статье не отрицал сам факт Голодомора. Александр Чаленко (журналист):Коваленко сам родом из Киевской области. При Хрущеве его отца посадили "за баптизм" (это формулировка самого Коваленко). Сидел он в Красноярском крае, а после отсидки там и поселился, забрав с Украины семью. Коваленко вернулся на Украину только в начале 90-х, но не к себе в Киевскую область, а в Донецкую. В Безыменном его не любят, а само село голосует за Януковича и Партию Регионов. По-украински Коваленко не говорит (исковое заявление составлено по-русски). Издает газету "За чертой" на русском языке. Уважает Ющенко, голосовал за него.
Является помощником депутата-нунсовца Зиновия Шкутяка. Сам неоднократно с момента возвращения баллотировался в депутаты местного самоуправления, но постоянно проигрывал.
Евгений Шведко рассказал мне, что Коваленко судился с сельсоветом даже за фекальный коллектор, мол, он должен принадлежать бывшей турбазе Харцызского трубного завода (ее выкупил Коваленко).
Такие дела. Следим за процессом.
СТАТЬЯ "ГОЛОДОМОР ШАГАЕТ ПО СТРАНЕ"(Статья С. Шведко, опубликованная в газете «Родное Приазовье» 25 ноября 2009 г.) svpressa.ru
Комментировать | | Обсудить на форуме |