Лучше всех - коротко и емко - сказал о Михаиле Александровиче Врубеле его верный друг Александр Блок. «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, что видели они, мы не видим…».
Что и говорить, был он художником исключительного таланта и фантазии. Иногда кажется, что в своих исканиях Врубель настолько обошел время, что и теперь, спустя сто лет с его смерти, мы все еще не понимаем до конца, что он хотел нам сказать.
Ему не дали расписать Владимирский собор в Киеве. Осталось несколько фресок, тогда как он подготовил десятки эскизов. Если бы не интриги, один из красивейших соборов Киева выглядел бы совершенно иначе, по космически возвышенно, и куда больше соответствовал бы современному религиозному восприятию, нежели взгляду человека XIX века. Это лишь одна иллюстрация того, как Врубель обогнал время. И, может быть, обидел его? Потому что всю жизнь время утекало у Врубеля как песок сквозь пальцы.
Взять хотя бы детство. Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910) происходил из семьи поляка и датчанки. Кстати, слово «Врубель» - по-польски «wrobel» - означает «воробей». Ему постоянно приходилось переезжать вслед за отцом - Омск, Астрахань, Петербург, Одесса, Саратов… Эти переезды не давали ему сосредоточиться, он прыгал по верхам, постоянно меняя увлечения.
И по причинам совершенно иного свойства не мог Врубель никак найти свое призвание. Отец мечтал, чтобы сын получил хорошее образование и занял солидное положение в обществе, поэтому в 18 лет Врубель поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но к юриспруденции он совершенно равнодушен. Ему нравилась философия Канта, он крутил интрижки с оперными актрисами, спорил об искусстве, но не учился…
Отец настоял, чтобы учебы Врубель не бросал. В 1879 году он получил диплом юриста и золотую медаль. А потом была служба в армии и чин бомбардира. А время продолжало утекать.
Лишь в 28 лет, безбожно опоздав в сравнении со многими своими современниками, Врубель начинает заниматься живописью. К тому времени он заканчивает Императорскую академию художеств, в которую поступил вольнослушателем. Четыре года этой «вольной» учебы производят с ним метаморфозу. Из легкомысленного юноши он превращается в серьезного человека, фанатично увлеченного своим делом.
В 1884 году Врубель едет в Киев, где у него блестящий дебют. Он участвует в реставрации Кирилловской церкви, потом расписывает купол Святой Софии и, наконец, эскизы фресок Владимирского собора. Сначала их отказываются выполнять по причине «нерелигиозности», да и неудивительно, ведь Врубель пишет картины Страшного суда, легионы демонов, адское пламя, воинство ангелов с мечами наперевес под расчерченным молниями небом…
В 90-е годы XIX века Врубель работает быстро, его образы получаются мощными и яркими. Он пробует себя в живописи, графике, декоративной скульптуре и панно, театральных декорациях, книжных иллюстрациях - и везде успешно, везде ему аплодируют... Он словно бы торопится наверстать время, безбожно потерянное в прошлом.
Реализм кажется скучным Врубелю. Он обращается к сказке, сочетает современные приемы и традиционные образы. При этом есть в его картинах, даже таких невинных, как «Царевна Лебедь» нечто необъяснимо мрачное, гнетущее. В этом смысле Врубель в полной мере является представителем модерна, нового большого стиля, который завоевывает умы на рубеже веков.
Демоны Врубеля - в наибольшей мере соответствуют духу модерна. Они одновременно и мрачны, и романтичны, и очаровательны. Самым сильным и мрачным получается у него последний - «Демон поверженный». В неестественной позе, упавший с небес, лежит этот демон на своих сломанных (павлиньих!) крыльях, а вокруг мрак и пустота, переданные в странной сине-фиолетово-розовой гамме.
Говорят, именно во время работы над этой картиной Врубель сошел с ума. Словно бы время так и не дало ему реализовать задуманное в полной мере. Академик Бехтерев ставит ему диагноз и констатирует, что его болезнь неизлечима. Оставшиеся годы своей жизни Врубель проводит в психиатрических клиниках, лишь ненадолго приходя в сознание и приобретая возможность работать. Болезнь его прогрессирует, в 1905 году он полностью слепнет.
А тем временем друзья устраивают одну за другой выставки его работ - в Питере и Париже, где они производят фурор. Пабло Пикассо в своем дневнике признается, что стал «фанатом» Врубеля.
…Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. На его могиле были написаны слова Александра Блока: «Вестник иных миров».
И еще одна временная странность - могила Врубеля уже через десятилетие зарастает бурьяном, словно бы время поскорее пытается предать его забвению. Но без особого успеха.
Он продолжает жить - в своих полотнах, эскизах, фресках и иллюстрациях. А в 2000 году питерский фотограф Валерий Плотников нашел заброшенную могилу Врубеля и привел ее в порядок. Сейчас она стала культовым местом.
ВИКТОРИНА «КП»
Ответь на наш вопрос - и получи в подарок альбом «Врубель»!
Источник: http://kp.ua/
Комментировать | | Обсудить на форуме |